Денверский скрининговый тест развития. Психомоторное развитие ребенка. Какие существуют методы лечения зрр и зпрр

По роду деятельности мне приходится встречаться с 2 противоположностями в родительском отношении к ребёнку. Первые – сверхобеспокоенные родители, которые, когда ребёнок в 2 года не говорит развёрнутыми фразами, бьют тревогу. А как же! По словам соседки тёти Маши её малыш уже все стихи Барто наизусть читает!

И вторая группа родителей – это те, которые упорно не замечают проблем в развитии ребёнка, и только когда врачи однозначно ставят задержку в развитии, обращаются к специалистам. Иногда я сталкиваюсь с настолько запущенными случаями, что бывает горько говорить родителям, что помощь запоздала, и теперь можно лишь немного адаптировать ребёнка к жизни в обществе.

Так что же такое задержка речевого развития и задержка психоречевого развития?

Когда ребенок должен начать говорить?

В 1 год ребенок должен произносить около 10 облегченных слов и знать названия 200 предметов (чашка, кровать, мишка, мама, гулять, купаться и т.п. повседневные предметы и действия). Ребёнок должен понимать обращённую к нему речь и реагировать на неё. На слова «где мишка?» - повернуть голову к мишке, а на просьбу «дай руку» - протянуть руку.

В 2 года ребенок должен строить фразы и короткие предложения, использовать прилагательные и местоимения, словарный запас в этом возрасте увеличивается до 50 слов (это по низу нормы), как правило, специалисты хотят услышать от ребёнка хотя бы 100 слов.

В 2 с половиной года ребенок должен строить сложные предложения, используя около 200-300 слов, правильно произносить практически все буквы, кроме «л», «р» и шипящих, задавать вопросы «где?», «куда?». Ребёнок должен знать своё имя, различать родных, изображать подражательно голоса основных животных и птиц. В речи появляются прилагательные – большой, высокий, красивый, горячий и т.д.

В 3 года ребенок должен говорить предложениями, объединенными по смыслу, употреблять правильно все местоимения, активно использовать в речи прилагательные и наречия (далеко, рано, горячо и т.д.). С точки зрения неспециалиста легко выявить, что у трёхлетки проблемы с речью следующим образом – пусть вашего малыша послушает незнакомый с ним человек. Если он понимает 75% сказанного вашим крохой, а между взрослым и ребёнком складывается простая диалоговая речь – то всё в порядке. Речь ребёнка в 3 года должна изменяться по родам, числам. То есть, если на вопрос «хочешь конфетку?» ребёнок отвечает «хочешь» вместо «хочу» - это уже отклонение в развитии.

Где граница между индивидуальными особенностями развития и отставанием?

Успокоим сначала сверхпугливых родителей и бабушек. Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Если ваш малыш в год говорит не 10 слов, а 7, то тревогу бить не стоит. Колебания в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев. Причём для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.

Обыватели считают, что есть некая зона, область мозга, отвечающая за развитие речи. В реальности речь формируется только при согласованной работе обоих полушарий мозга. Для полноценного и своевременного речевого развития нужно, чтобы гармонично развивались как правое полушарие, которое отвечает за эмоционально-образную сферу, пространственное мышление и интуицию, так и левое полушарие, отвечающее за рационально-логическое мышление. У мальчиков пучок нервных волокон, соединяющих оба полушария, тоньше, чем у девочек, и развивается медленнее. Поэтому бывает, что обмен информацией между полушариями затруднён, из-за чего мальчикам сложнее облечь свою мысль в форму грамматически правильного высказывания. Если нет мозговых и психических отклонений в развитии, при раннем небольшом отставании в речевом развитии, мальчик с помощью специалистов преодолеет его. Более того, именно мужчины обладают более развитой образной речью, отчего писателей и поэтов-мужчин на порядок больше, чем женщин.

Одновременно стоит предупредить родителей мальчиков, что нельзя запускать ситуацию, и если отклонение от нормы значительно, обязательно бить тревогу. В связи с гендерными особенностями развития, именно среди мальчиков высок процент отклонений в речевом и психоречевом развитии. Приведём несколько примеров. Среди заикающихся детей мальчиков вдвое больше, чем девочек. Среди страдающих алалией (почти полное отсутствие речи при сохранном слухе) – мальчиков втрое больше, и такое же количество деток с дизартрией (когда ребенок испытывает трудности при произнесении очень многих звуков и его речь почти не понятна окружающим).

Что считается речью? До возраста 2,5 лет допустимо, если ребёнок говорит «малышковым языком». Словами считаются не только полноценные «мама» и «папа», но и «би-би» вместо «машина», «кар-кар» вместо «ворона», и «куп-куп» вместо «идём купаться». Ребёнок может придумывать собственные обозначения предметам. Если ребёнок упорно называет макароны «камани» - это тоже слово. Допустимо, чтобы одно и то же сочетание звуков использовалось для обозначения разным предметов («ки» - киска, носки, кинуть).

Но если ребёнок в 2,5 года не пытается говорить фразами из 3-4 слов вроде «мама дё куп-куп» (мама идёт купаться), то надо однозначно бить тревогу. В принципе, внимательные специалисты могут отметить задержку речевого развития на достаточно раннем периоде.

Перечислим признаки значительной задержки речевого развития:

    Если ребенок в 4 месяца эмоционально не реагирует на жесты взрослых и не улыбается, не оживляется, когда к нему обращается мамочка.

    Если ребёнку уже 8-9 месяцев, а так и нет лепета (повторяющихся ба-ба-ба, па-па-та и т.п. сочетаний), а в год это на редкость тихий ребёнок, мало издающий звуки.

    Если ребёнку уже полтора, а простых слов, например «мама» или «дай» он не говорит и не понимает простых слов - своего имени или названий окружающих предметов: не способен выполнить простейшие просьбы типа «иди сюда», «сядь».

    Если у ребёнка есть трудности с сосанием или жеванием. Например, если полуторагодовалый ребёнок не умеет жевать и давится даже кусочком яблока.

    Если в два года ребёнок использует только несколько отдельных слов и не пытается повторять новые слова.

    Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)

    Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.

    Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.

    Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии… Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!

    Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)

В чём различие Задержки речевого (ЗРР) и Задержки психо-речевого развития (ЗПРР)?

Задержка речевого развития – это когда страдает только речь, а умственное и эмоциональное развитие ребёнка в норме. Это тот случай, когда ребёнок всё понимает и выполняет просьбы, но говорит мало или очень плохо.

Задержка психо-речевого развития подразумевает, что у ребёнка наблюдается отставание развития и общеинтеллектуального характера.

Если до 4 лет постановка диагноза ЗПРР достаточно редка и случается только при наличии серьёзных заболеваний, то старше 5 лет только у 20% детей с проблемами с речью остаётся диагноз ЗРР. Если до 4 лет ребёнок осваивал мир, мало вступая в коммуникативные связи, то с этого возраста основную массу информации он получает именно в общении со взрослыми и сверстниками. Если речь реьбёнку малодоступна, начинается торможение психического развития, и к 5 годам из из задержки речевого развития (ЗРР), к сожалению, формируется задержка ПСИХОречевого развития (ЗПРР). Поэтому если врачи поставили вашему крохе ЗРР, не стоит, как страус, прятать голову в песок и ждать, что «само всё пройдёт». ЗРР отражается на формировании всей психики ребенка. Если общение с окружающими затруднено, это препятствует правильному формированию познавательных процессов и влияет на эмоционально-волевую сферу. Ожидание без лечения и занятий с дефектологом 5-летнего возраста часто приводит к выраженному отставанию от сверстников, в таком случае обучение будет возможно только в специализированной школе.

Иногда задержка речевого развития бывает связана с задержкой психомоторного развития. Кроха начинает позже, чем другие дети, держать головку, сидеть, ходить. Они неловкие, часто падают, травмируются, налетают на предметы. Характерная примета – это длительное приучение к горшку, когда в 4,5-5 лет у ребёнка продолжают случаться «оказии».

В чем же причина возникновения у ребёнка ЗРР и ЗПРР?

Следует понимать, что ЗРР и ЗПРР – это не самостоятельные заболевания, а следствия неких отклонений в здоровье ребёнка, а именно – нарушений работы мозга, центральной нервной системы, генетических или же психических расстройств. Изучая анамнез детей с задержкой речевого развития, специалисты установили, что к нарушению нормального становления речи у детей могут приводить различные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития, преждевременные, длительные или стремительные роды, долгий безводный период, родовые травмы, асфиксия плода в родах, гидроцефалия и увеличенное внутричерепное давление, генетическая предрасположенность, психические заболевания и даже ранний перевод ребенка на искусственное вскармливание.
Тяжело протекающие детские болезни, особенно в первые три года жизни, черепно-мозговые травмы или просто оставленные без внимания частые падения, понижение слуха различной степени - все это может служить причиной отставания в речевом развитии. При воздействии неблагоприятных биологических (или социальных) факторов наиболее существенно повреждаются именно те области головного мозга, которые в данный момент наиболее интенсивно развиваются. Исследования показали, что задержкой речевого развития часто страдают дети, чьи мать или отец имеют какие-либо психические расстройства, часто ссорятся или злоупотребляют алкоголем.

Задержка речевого развития свойственна детям с ДЦП, синдромом Дауна, детям с ранним детским аутизмом, синдромом гиперактивности.

Независимо от причины, которая привела к повреждению головного мозга, исход одинаков - разные зоны головного мозга начинают работать неправильно или не достаточно активно. У детей с задержками психо-речевого развития в большей степени «пострадали» зоны которые отвечают за речь и интеллектуальные способности и в результате речевое и психическое развитие задерживается.

Отрицательные социальные факторы не оказывают на ребенка патологического влияния непосредственно, но они воздействуют на психическое развитие. Поэтому ЗРР и ЗПРР часто диагностируется у близнецов и двойняшек, у детей, растущих в двуязычных семьях или плохой языковой среде.
Существенную роль играет, конечно, наследственный фактор. Хотелось бы остановиться отдельно на этом момента. Часто приходят мамочки с пятилетним ребёнком, который практически не говорит. Спрашиваю, чего вы ждали год назад, полтора года назад? Ведь чем раньше начать коррекцию и лечение, тем выше результат! Мамы пожимают плечами и рассказывают, что, мол, свекровь говорит, что папа ребёнка заговорил только в 4 года и сразу фразами, и дядя поздно заговорил. И ничего, оба в люди выбились.

Дорогие мамочки! Если по рассказам родни вы, ваш муж или дядя-тётя и иной близкий родственник заговорил поздно, то это сигнализирует, что у вашего ребёнка уже есть генетическая предрасположенность к ЗРР. От поколения к поколению ЗРР носит всё более тяжёлые формы . Необходимо понимать, что активное овладение лексическими и грамматическими закономерностями начинается у ребенка в 2-3 года и к 7 годам заканчивается. Если у ребёнок ВООБЩЕ нет речи, даже словоподжражания в 6 лет, вероятность, что он заговорит, равна 0,2%. Если же ребёнку исполнилось 8 лет, то ему придётся осваивать альтернативные методы коммуникации – жестовую, карточную, письменную, но активной речи в общем понимании у него уже не будет.
Поэтому ждать, что всё само рассосётся- это крайне безответственная позиция!

Помощь каких специалистов и когда может понадобиться ребенку с задержкой речи?

К сожалению, многие родители считают, что задержку развития «лечат» логопеды, но логопеды - это педагоги, а не врачи. Они лишь учат ребенка правильно говорить различные звуки, а этим можно эффективно заниматься лишь с 4-5 лет. Но мы с вами уже знаем, что ждать до 5 лет в случае с ребёнком с ЗРР крайне опасно.

Итак, сначала вам потребуется достаточно детальная диагностика для выявления причин патологии развития речи.

    Детям с задержкой речевого развития показана оценка слуха (обследование у сурдолога)

    Для оценки развития используют соответствующие возрасту тесты: денверский тест психомоторного развития, шкалу раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale), шкалу Бейли для оценки развития грудных детей (Bayley Scales of Infant Development).

    Из беседы с родителями и наблюдений выясняют, каким образом ребенок сообщает о своих потребностях. В отличие от общей задержки развития и аутизма, при снижении слуха, моторной апраксии мышц лица и первичных нейрогенных расстройствах речи дети способны выражать свои нужды.

    Выясняется, нет ли моторной апраксии мышц лица, что выявляется в виде затруднений при кормлении и неспособности повторять движения языком.

    Сравнивают понимание и воспроизведение речи.

    Сведения о домашнем окружении ребенка и его общении помогают выявить недостаточную стимуляцию речевого развития.

Для выяснения причин задержки в речевом развитии необходимо обратиться к невропатологу, логопеду, а в отдельных случаях к психиатру и детскому психологу. Могут потребоваться специализированные анализы работы мозга – ЭКГ, ЭХО-ЭГ, МРТ и подобные обследования.

Практически 100 % детей с ЗПРР и ЗРР необходимо медикаментозное лечение.

С какого возраста начинается работа по преодолению задержек в развитии?

Чем раньше, тем лучше.

Невропатологи могут назначить лечение уже с 1 года, если рано установлена неврологическая патология, которая приводит или может привести к задержке речевого развития.

Дефектологи начинают заниматься с детьми с 2 лет, они помогают развивать у ребенка внимание, память, мышление, моторику. Специалисты по развитию речи, педагоги-корректологи также начинают работы с детьми с 2-2,5 лет.

Логопеды - помогают «поставить» звуки, учат правильно строить предложения и составлять грамотный рассказ. Большинство логопедов работают с детьми с 4-5 лет.

Какие существуют методы лечения ЗРР и ЗПРР?

Лекарственная терапия - среди препаратов которые применяются для лечения ЗПРР есть и те которые являются «активным питанием» и «строительным материалом» для нейронов головного мозга (кортексин, актовегин, нейромультивит, лецитин и т.д.), так и препараты «подхлестывающие» деятельность речевых зон (когитум). Все назнаначения делаются ТОЛЬКО врачом-неврологом или психиатром. Заниматься самолечением опасно, ведь препарат, который помог ребёнку вашей подруги, может быть противопоказан вашему ребёнку.

Электрорефлексотерапия и магнитотерапия позволяют выборочно восстанавливать работу различных центров головного мозга, отвечающих за дикцию, словарный запас, речевую активность и интеллектуальные способности. Высокая эффективность электрорефлексотерапии связана с дополнительным лечебным воздействием на гидроцефалию. Однако этот действенный метод запрещён для применения детям с судорожным синдромом, эпилепсией и психическими расстройствами. Противопоказаний для магнитотерапии нет.

Альтернативные методы лечения – иппотерапия (лечения лошадьми), дельфинотерапия и т.п. методы должны также подбираться индивидуально.

Однако только лекарственная помощь таким детям приносит мало результата, если не подкреплена педагогическим воздействием. Основной задачей работы учителя – дефектолога является повышение уровня психического развития детей: интеллектуального, эмоционального и социального.

Педагог обеспечивает коррекцию (исправление и ослабление) негативных тенденций развития; предупреждает появление вторичных отклонений в развитии и трудностей в обучении на начальном этапе. В работе учитель – дефектолог использует наглядные, практические, технические средства реабилитации и проводит коррекционные занятия в игровой форме по индивидуальному плану. Нет общей методики, которая помогает абсолютно всем, необходим индивидуальный подход.

Очень важно, чтобы родители, заметив у малыша признаки задержки речевого развития, не просто уповали на помощь специалистов, но и сами активно занимались с ребенком. Дефектолог помогает выбрать направление той работы, которую ежедневно и ежечасно придётся проводить родным ребёнка.

Немного о методах коррекционной работы.

В работе с такими детьми используют арттерапию, музтерапию, методы предметно-сенсорной терапии, специальные методы разработки крупной и мелкой (тонкой) моторики, методы расширения понятийного аппарата ребёнка.

Например, активно используются пальчиковые игры.
В коре головного мозга отделы, отвечающие за развитие артикуляционной и тонкой ручной моторики расположены близко друг к другу и тесно взаимосвязаны. Однако рука в процессе онтогенеза развивается раньше, и ее развитие как бы «тянет» за собой развитие речи. Следовательно, развивая тонкую ручную моторику у ребенка, мы стимулируем развитие его речи. Поэтому, если у ребенка ведущая рука - правая, у него больше развито левое полушарие - среди же левшей гораздо больше детей с ЗРР, т.к. у них наиболее развито правое, а не левое полушарие, в котором находятся речевые и двигательные центры.

Неолбходимо, чтобы дома родители обеспечили ребёнку возможность разработки мелкой моторики – конструктор, паззлы, игры-вкладыши, мозаика, игрушки-шнуровки, кубики и мячики разного размера, пирамидки и кольцеброс, тренажёры для застёгивания пуговиц и завязывания шнурков. Надо с ребёнком много лепить из пластилина, рисовать пальчиковыми красками, нанизывать бусинки на шнурок, выполнять гравюры и примитивные вышивки.

Большое значение имеет использование различных техник массажа и двигательной стимуляции для развития восприятия и ощущений с самого раннего возраста.
В тех случаях, когда у ребенка имеются отклонения в психофизическом развитии, применение массажа (в системе коррекционно-развивающего обучения) нужно продолжать в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Рекомендуется использовать подвижные игры (методика логоритмики), развивающие умение ориентироваться в пространстве, ритмично и ловко двигаться, менять темп движений, а также игры, в которых движения сопровождаются речью.
Немаловажно и музыкальное развитие ребёнка. Эффективны такие игры, как «Угадай, что звучало?», «Узнай по голосу», «Какой инструмент играет?», «Улавливай шепот» и др. Ведь почти у всех детей с ЗРР недостаточно развито внимание (меньший объем запоминания и воспроизведения материала), они не умеют сосредоточиться, часто отвлекаются, не слышат ритм и плохо улавливают интонационную окраску голосов окружающих.
Необходимо развивать и зрительное внимание посредством работы с разноцветными полосками, палочками, кубиками, геометрическими плоскостными и объёмными фигурами и специальными карточками.

Любые занятия должны проводиться по системе, поэтому необходимо заниматься ежедневно и под контролем специалиста. Как правило, малышу 3 лет достаточно посещать дефектолога 1 раз в неделю, если родители готовы в полном объёме проделывать дома заданное специалистом. Ребёнку 4,5-5 лет и старше нужно встречаться со специалистом не менее 2 раз в сутки, а в случае с ЗПРР лучше сочетание нескольких специалистов. Например, 2 раза в неделю ребёнок занимается с дефектологом по общему развитию, а 2 раза в неделю – с музтерапевтом или арттерапевтом.
с 5 лет, если развитие пассивной речи достаточно и нет задержки психического развития, необходимо начать занятия с логопедом.
Дети со значительной задержкой речевого развития должны посещать не общее дошкольное заведение, а специализированные психоневрологические или неврологические ясли, затем логопедический детский сад. Если ЗРР или ЗПРР не преодолены до 7 лет, не стоит настаивать на том, чтобы ребёнок посещал обычную школу. Согласитесь на специальное коррекционное заведение, где ребёнку будет обеспечено усиленное внимание специалистов и адаптированная школьная программа.

В заключение, подчеркну ещё раз, что если вы заметили, что речевое развитие вашего малыша не соответствует возрастной норме, не медлите - срочно обратитесь к специалистам! Если коррекцию речевых расстройств начинать в раннем возрасте, то велика вероятность, что уже в 6 лет ваш ребёнок не будет ничем отличаться от ровесников.

Де́нверский скрининговый тест - это тест для выявления особенностей психического развития детей от 0 до 6 лет. Каждому ребёнку предлагаются задания в соответствии с его возрастной группой. Тест используется для выявления симптоматики возможных проблем, для подтверждения или опровержения подозрений [каких? ] , а также для проверки ребёнка с проблемами развития.

История

Впервые тест Денвер был опубликован в 1967 году в Денвере , штат Колорадо Франкенбургером и Доддом , с целью распознавания возможных проблем развития в раннем детстве. Он был адаптирован и стандартизован более чем в двадцати странах и использовался для тестирования детей по всему миру. В результате такого широкого применения многое было изучено, что повлекло некоторые изменения и реализовалось в тесте Денвер II (ДII). Денвер II появился в связи с тем, что первоначальный Денвер был нечувствителен к языковым задержкам, а также в связи с необходимостью замены предметов, которые трудно использовать .ДенверII был выпущен в 1992 году с внесением необходимых улучшений.

Описание теста Денвер II

Детский тест на развитие Денвер II не является тестом на , это не проверка умственных или интеллектуальных особенностей ребёнка. Он не пригоден для диагностики серьезных нарушений, таких, как речевые проблемы, эмоциональные задержки, невозможность обучения. Тест также не пригоден для диагностики физического развития. Тест позволяет сравнить решение конкретным ребёнком каких-либо задач по сравнению с тем, как это же задачи решили другие дети его возрастной группы.

Тест Денвер II состоит из 125 заданий, которые разделены на 4 блока:

  1. Личностно-общественные характеристики, то есть возможность контакта с людьми и забота о собственных нуждах.
  2. Тонкая моторика, то есть координация движений глаз и рук, манипуляции
  3. Язык, то есть возможность слышать, понимать и использовать язык.
  4. Локомоции, то есть сидение, ходьба, подпрыгивание и остальные большие движения.

В Денвер II также входят 5 пунктов «Теста поведения», расположенные на тестовом бланке. Они заполняются после проведения теста и несут в себе информацию о поведении ребёнка во время теста, а также помогают экспериментатору получить дополнительные сведения о том, как ребёнок использует свои возможности.

К тесту прилагается бланк с возрастной линией. На бланке теста каждое задание помечено одним из четырёх знаков: Л-О (личностно-общественная характеристика), Т. М. (тонкая моторика), Я (язык), Л (локомоции). Возрастная шкала наверху и внизу страницы показывает возраст в месяцах и годах от 0 до 6 лет. Каждое деление есть один месяц (до 24 месяцев); после, каждое деление - три месяца. Каждое из 125 тестовых заданий представлено прямоугольником, в котором показано, что 25 %, 50 %, 75 %, 90 % детей данного возраста из стандартизированной выборки выполнили задание правильно. На некоторые вопросы могут ответить близкие люди, и тогда в левом углу будет буква R. Только такие пункты могут быть пройдены по сообщению родителей, однако по возможности их следует перепроверять во время проведения теста.

Все задания должны проводиться в соответствии с четко установленным порядком проведения, описанным в руководстве, иначе, нормы изображенные на прямоугольнике, не могут быть применены. Исследователю следует периодически обращаться к руководству по проведению теста для избежания нежелательных отклонений.

Проведение теста

Перед началом проведения теста необходимо высчитать возраст ребёнка, начертить возрастную линию на бланке и подготовить материал для тех заданий, которые будут проводится. Цели тестирования могут быть различны, и в зависимости от них можно одну из двух стратегий проведения теста: выявление задержки (нарушения развития) или установление достигнутого уровня развития («силы» ребёнка). 1. Для выявления риска в развитии ребёнка, тест проводится следующим образом: а) в каждом разделе необходимо дать ребёнку те задания, которые пересекаются возрастной линией, а также три слева от неё. б) если ребёнок не выполняет эти три задания (отказывается, не получается, нe может), то необходимо двигаться влево от возрастной линии до тех пор, пока ребёнок не выполнит три задания подряд.

2. Для установления силы ребёнка, необходимо: а) в каждом разделе дать ребёнку задания, пересекающиеся с возрастной линией и три ближайшие справа. б) продолжать давать ему задания, двигаясь вправо до тех пор, пока он не сможет выполнить три подряд.

При этом можно давать ребёнку 3 попытки, прежде чем регистрировать невозможность выполнения - так ребёнок может сделать то, что никогда не делал раньше (необходимо учесть, что на это тратиться время).

Оценка результатов

Для каждого задания оценка надписываемая в каждом прямоугольнике рядом с отметкой 50 %. В тесте Д2 используются следующие оценки:

  • «В» - для успешного выполнения задания, когда ребёнок выполняет задание (или по сообщению близкого).
  • «НВ» - когда ребёнок не может выполнить задание (или по сообщению близкого ребёнок не может выполнить это задание).
  • «Н.о.» - ребёнок в принципе не имеет возможности выполнить данное задание - эта оценка ставится только по сообщению близкого.
  • «О» - когда ребёнок отказывается пробовать выполнять задание.

Интерпретация результатов

Задания можно разделить на 5 видов: «продвинутые» задания, «нормальные» задания, «предостерегающие» задания, «замедленные» задания и задания «нет возможности».

  • «Продвинутые» задания. При выполнении ребёнком задания, которое находится полностью справа от возрастной линии, развитие по этому заданию считается очень высоким. «Продвинутые» задания не учитываются при интерпретации всего теста.
  • «Нормальные задания». Если ребёнок отказывается или не может выполнить задание, которое полностью лежит справа от возрастной линии, его развитие будет считаться нормальным, так как в этом возрасте менее 25 % детей выполняют это задание. Такая же ситуация с теми заданиями, которые пересекаются возрастной линией между отметками в 25 % и 75 %. «Нормальные» задания также не учитывающая при интерпретации всего теста.
  • «Предостерегающие» задания. Если ребёнок отказывается или не выполняет задания, в которых возрастная линия лежит от 75 % до 90 %, задание отмечается как предостерегающее. Такие задания фиксируются буквой «П» на тестовом бланке и учитываются при интерпретации всего теста.
  • «Замедленные» задания. Если ребёнок отказывается или не выполняет задание, которое полностью лежит слева от возрастной линии, фиксируется задержка в развитии этого задания. В таком случае на тестовом бланке необходимо закрасить правую часть прямоугольника, обозначающего это задание.
  • Здания «нет возможности». Если родители говорят, что ребёнок не может выполнить задание, оно фиксируется как «нет возможности». Эти задания также не учитываются при интерпретации всего текста.

Нормальное развитие фиксируется в том случае, когда отсутствуют пометки «задержка» и максимум одно «предостережение». В данном случае рекомендуется повторное тестирование во время следующей встречи с ребёнком.

Аномальное развитие фиксируется в случае 2 или более пометок «задержка». Необходимо проведение диагностического исследования.

Сомнительное развитие фиксируется в случае одной пометки «задержки» и 2 или более «предостережений». Необходимо посоветовать родителям поработать над проблемными областями, а также провести повторное обследование при возможности. Если результат не изменится или ухудшится, необходимо проведение диагностического исследования.

Невозможность тестировать может зависеть от количества отказов, которые в результате могут дать «задержку» или «предостережение». Если в итоге получится результат «аномальное» развитие, следует проводить повторное исследование. Если и оно даст результат «аномальное» развитие или невозможность интерпретации, необходимо проведение диагностического исследования.

Описание презентации СКРИНИНГОВОЕ И УГЛУБЛЕННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ по слайдам

СКРИНИНГОВОЕ И УГЛУБЛЕННОЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ (ЗРР)О. В. ЕЛЕЦКАЯ, КАНД. ПЕД Н. , ДОЦЕНТ О. ЕЛЕЦКАЯ: ЛОГОПЕДАМ: HTTPS: //VK. COM/ELETSKAYA_OLGA_ELETSKAYA@MAIL. RU

СПОСОБНОСТЬ ДЕТСКОГО МОЗГА Способность детского мозга восстанавливать нарушенные функции, как и возможности всего организма в целом, очень велики в первые месяцы жизни. Именно в этот период жизни еще возможно дозревание нервных клеток мозга взамен погибших после гипоксии, образование между ними новых связей, за счет которых в будущем и будет обусловлено нормальное развитие организма в целом. Даже минимальные проявления перинатальных поражений ЦНС требуют соответствующего лечения и адекватных психолого-педагогических мероприятий для предотвращения последствий гипоксии.

ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ До трехлетнего возраста речевые нарушения у детей обозначают термином «задержка речевого развития» (Ляпидевский С. С. , 1969; Степаненко Д. Г. , 2002; Корнев А. Н. , 1999; Корнев А. Н. , 2005).

ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ выраженный дефицит экспрессивного словаря позднее появление фразы у ребенка по сравнению со сверстниками. Следует отметить, что дети с нормальным развитием значительно различаются как по возрасту, в котором они впервые приобретают разговорную речь, так и по темпу прочного усвоения речевых навыков.

ДЛЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ ВАЖНО ОПРЕДЕЛИТЬ доброкачественный (темповый) или патологический характер носит задержка речевого развития.

До сих пор не существует четкого разграничения патологической задержки речевого развития от крайних вариантов нормы. Одним из общих правил в отечественной клинической практике является определение степени задержки речевого развития в эпикризных сроках, а в зарубежной практике, где используются статистические методы оценки, в стандартных отклонениях (Левина Р. Е. , 1975; Корнев А. Н. , 2006).

Задержка речевого развития считается патологической, если развитие речи ребенка отстает от нормального на два и более эпикризных срока или стандартных отклонения.

Вопросы отграничения специфических и неспецифических нарушений речи от временных обратимых состояний, трактуемых обычно как задержка речевого развития (ЗРР) базируются на том положении, что развитие речи ребёнка при задержке речевого развития отличается от нормального только своими темпами.

Дети с задержкой речевого развития способны к самостоятельному овладению языковыми обобщениями, что малодоступно детям с нарушениями речи, которые осваивают языковые обобщения главным образом только в процессе логопедических занятий.

У детей старше трех лет степень задержки в эпикризных сроках и в статистическом выражении имеет меньшее диагностическое значение, так как существует естественная тенденция к неуклонному улучшению речевых функций. В этом возрасте более важным показателем оценки является тип течения нарушения речи.

Если отмечается стационарное течение без существенных улучшений, то данное расстройство является патологическим, а не вариантом нормы. Однако главным критерием тяжести нарушений речи в возрасте после трех лет является степень нарушения коммуникативной функции речи в целом и по каждому параметру фонетической и лексико-грамматической сторон речи (Моховиков А. Н. , 2006).

При дифференциальной диагностике определяющее значение имеет комплексное обследование. Оно включает в себя клинический анализ нарушенного умственного и речевого развития, психологическое изучение ребенка, направленное на разграничение ведущего дефекта (речевого или интеллектуального), а также дополнительные методы исследования - электроэнцефалографическое и другие. Дифференциальной диагностике помогает анализ динамики психического развития ребенка.

После трехлетнего возраста у ребенка необходимо определять конкретный вид речевого нарушения и структуру речевого дефекта.

В некоторых случаях дифференциальная диагностика может быть успешной только при динамическом обследовании ребёнка в процессе проведения с ним логопедических занятий.

Сократить разрыв между наличием специальных образовательных потребностей и оказанием коррекционной помощи Создать на основе выявленного посредством диагностики потенциала ребёнка и возможностей семьи индивидуальную программу реабилитации (ИПР)РАННЯЯ ДИАГНОСТИКА ОСОБЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕБЁНКА

СКРИНИНГ В РОДДОМЕ Аудиологический скрининг детей первого года жизни Приказ Минздравмедпрома России № 108 от 23. 03. 96. «О введении аудиологического скрининга новорожденных и детей 1 -го года жизни» и Указания Минздрава России № ДОЗ от 05. 92. «О внедрении единой системы раннего выявления нарушений слуха у детей, начиная с периода новорожденности, и их реабилитации»

СКРИНИНГ В РОДДОМЕ Скрининг на 5 генетических заболеваний: фенилкетонурия врожденный гипотериоз галактоземия муковисцидоз адреногенитальный синдром.

ПЕРИНАТАЛЬНЫЕ ЦЕНТРЫ За последние годы в РФ открыты 22 перинатальных центра, которые оснащены высокотехнологичным = дорогостоящим оборудованием. (Всего 85 субъекта) С 2012 года Россия полностью перешла на критерии регистрации новорожденных, рекомендованные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) , в соответствии с которыми регистрироваться будут новорожденные, появившиеся на свет после 22 -й недели беременности с массой тела более 500 граммов.

УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА Нейросонография Допплерография АКСИАЛЬНАЯ КОМПЬЮТЕРНАЯ ТОМОГРАФИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ ТОМОГРАФИЯ ПОЗИТРОННО-ЭМИССИОННАЯ ТОМОГРАФИЯ ОКОЛОИНФРАКРАСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ МАГНИТНО-РЕЗОНАНСНАЯ СПЕКТРОСКОПИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВНУТРИЧЕРЕПНОГО ДАВЛЕНИЯ НЕЙРОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАФИЯ Рутинная ЭЭГ-картирование Низкочастотная ЭЭГ, или ЭЭГ полного диапазона Суммарная (амплитудная) ЭЭГ и мониторинг мозговой активности Полиграфия Вызванные потенциалы головного мозга Слуховые стволовые вызванные потенциалы Соматосенсорные вызванные потенциалы Зрительные вызванные потенциалы Электромиография и электронейромиография ВИДЕОЗАПИСЬ СПОНТАННОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ПЛОДА, НОВОРОЖДЕННОГО И ГРУДНОГО РЕБЕНКА БИОХИМИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА

Унификация через отбор и закрепление единой формы документации и оборудования Стандартизация — установление единых норм и правил, предъявляемых к его оформлению Применение новых технологий — выработка новых способов и средств проведения диагностики ТРЕБОВАНИЯ К ДИАГНОСТИЧЕСКОМУ ИНСТРУМЕНТАРИЮ

Шкалы развития младенца Bayley Денверский скрининг-тест развития (DDST) Порядковые (числовые) шкалы психологического развития Профиль психического развития G. D. Alpern-Boll Шкала ментального развития R. Griffiths KID-шкала Шкала поведения новорожденных (NBAS) Тестовая методика Prechtl, Beintema Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет Е. О. Смирнова. СКРИНИНГ- МЕТОДИКИ ОЦЕНКИ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ В МЛАДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ ОРАЛЬНО-СЕГМЕНТАРНЫЕ АВТОМАТИЗМЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ладонно-ротовой (Бабкина) Надавливание на область ладони Открывание рта, сгибание головы 0 — 3 мес. Хоботковый Быстрый легкий удар пальцем по губам Вытягивание губ «хоботком» до 2 -3 мес. Поисковый (Куссмауля) Поглаживание пальцем в области рта (не губ!) Опускание угла рта, поворот головы к раздражителю до 3 -4 мес. Сосательный Вкладывание в рот соска, пальца, пустышки Сосательные движения до 1 года

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Защитный Положить ребенка на живот Поворот головы в сторону до 3 мес. Опоры и автоматический подход Удерживать ребенка вертикально на весу Сгибание ног во всех суставах 1 -1, 5 мес. Поставить на опору Выпрямляет туловище, стоит на опоре на полусогнутых ногах на полной стопе Слегка наклонить вперед Шаговые движения

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ СПИНАЛЬНЫЕ СЕГМЕНТАРНЫЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Ползания (Бауэра) Ребенка укладывают на живот, к стопам подкладывают ладони Спонтанное «ползание», отталкивание от ладони 3 день — 4 мес. Хватательный (Робинзона) Надавливание пальцем на ладонь Захватывание пальца, при этом ребенка можно приподнять вверх на пальце до 3 -4 мес. Рефлекс Галанта Раздражается кожа спины паравертебрально вдоль позвоночника Изгибание спины дугой открытой к раздражителю 5 день — 3(4) мес. Рефлекс Переза Проведение пальцами с легким надавливанием от копчика к шее по остистым отросткам Крик, поднимание головы, разгибание туловища, сгибание конечностей до 3 -4 мес. Рефлекс Моро Удар по поверхности, на которой лежит ребенок или внезапные пассивные движения в конечностях Отведение рук в стороны и открывание кулачков (I фаза), возвращение к исходному положению (II фаза рефлекса) до 4 -5 мес.

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ МИЕЛЭНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Симметричные шейные тонические Пассивное сгибание головы Повышение флексорного тонуса в руках и экстензорного тонуса в ногах до 2 мес. Асимметричные шейные тонические Ребенок на спине, голова пасивно поворачивается к плечу Разгибание конечностей на стороне, к которой повернуто лицо и сгибание противоположных Тонический лабиринтный В положении на спине превалирует тонус разгибателей, на животе-сгибателей

БЕЗУСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ ДОНОШЕННЫХ ДЕТЕЙ МЕЗЕНЦЕФАЛЬНЫЕ ПОЗОТОНИЧЕСКИЕ РЕФЛЕКСЫ Название рефлекса Способ вызывания Рефлекторный ответ Сроки выявления Шейная выпрямляющая реакция Активный или пасссивный поворот головы в сторону Ротация туловища в сторону поворота головы конец 1 мес. Туловищная выпрямляющая реакция Соприкосновение стоп ребенка с опорой Выпрямление головы Рефлекс Ландау Ребенок удерживается свободно в воздухе лицом вниз Вначале он поднимает голову, затем возникает экстензия (разгибание) спины и ног с 4 -5 мес.

ТАБЛИЦА ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 МЕС-3 ГОДА (Л. О. БАДАЛЯН, 1984; Б. В. ЛЕБЕДЕВ, 1995). Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 1 -2 мес В положении на животе удерживает голову, поворочивает ее в стороны. Фиксирует взором предметы, улыбается, гулит. 3 -5 м Хорошо держит голову, повораивается на бок, сидит с подержкой, приподнимает верхнюю часть туловища. Захватывает предметы, следит где мать, смеется, четко произносит гласные звуки. 6 -8 м Сам сидит, встает на четвереньки, сам переворачивается, стоит с опорой. Различает окружающих, рассматривает и переставляет игрушки, хлопает в ладоши, произносит слоги «ма», «ба», выражает удивление и интерес в отношении новых предметов.

ТАБЛИЦА ТЕСТОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1 МЕС-3 ГОДА (Л. О. БАДАЛЯН, 1984; Б. В. ЛЕБЕДЕВ, 1995). Возраст Оценочные тесты Физическое развитие Психическое развитие 9 -10 м Ползает, стоит и ходит с поддержкой Реагирует на свое имя, понимает запреты, произносит слова «мама», «папа», берет предметы двумя пальцами, знает названия игрушек. 11 -12 м Первые самостоятельные шаги, приседает за игрушкой. Указывает части тела, ест сам ложкой, произносит отдельные слова, выполняет большое количество инструкций. 2 года Бегает, влезает на стремянку, поднимается по лестнице. Легко повторяет слова и фразы, понимает их смысл, в предложении по 3 -4 слова. Различает цвета, понимает сюжет простых картин. 3 года Одеватся самостоятельно, застегивает пуговицы, завязывает шнурки. Запоминает стихи и песенки, появляются вопросы «зачем? «, «когда? «, имеет понятие о количестве предметов.

«ШКАЛЫ РАЗВИТИЯ Н. БЕЙЛИ» (ВЕYLEY SCALES OF INFANT DEVELOPMENT, 1969) Тест Нэнси Бэйли и ее коллег по университету в Беркли является результатом более чем 45 -летних исследований развития детей, является высоковалидным. Тестирование проводится в возрасте от 1 до 42 мес. Р О Д И Л А С Ь: 2 8 С Е Н Т Я Б Р Я 1 8 9 9 Г. , Д А Л Л Е С, О Р Е Г О Н, С Ш А У М Е Р Л А: 1 9 9 4 Г. , К А Р М Е Л, К А Л И Ф О Р Н И Я, С Ш А H T T P: / / W W W. F E M I N I S T V O I C E S. C O M / N A N C Y — B A Y L E Y /

ТЕСТ БЕЙЛИ СОСТОИТ ИЗ 3 ШКАЛ: 1. Умственная шкала (Меntal Scа 1 е) направлена на оценку сенсорного развития, памяти, способности к научению, зачатков развития речи. Результатом измерения является «индекс умственного развития» (МDI). 2. Моторная шкала (Моtor Scale) измеряет уровень мышечном координации и манипулирования. Результатом измерения является «индекс психомоторного развития» (РDI). 3. Запись о поведении ребенка (The Infant Behavior Record) предназначена для регистрации эмоциональных и социальных проявлений поведения, объема внимания, настойчивости и т. д. К А Л И Ф О Р Н И Й С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т В Б Е Р К Л И

Каждый пункт теста оценивается как «выполненный» или «невыполненный» . Время тестирования детей младше 15 мес – 25 -35 мин, старше 15 мес – до 60 мин. Результатом тестирования является вычисление индекса ментального развития (MDI) и индекса психомоторного развития (PDI). Шкалы психического и моторного развития содержат 274 пункта, протокол поведения ребенка – 30. Тест признан высоковалидным и стандартизированным.

ДЕНВЕРСКИЙ СКРИНИНГ-ТЕСТ РАЗВИТИЯ (DDST) FRANKENBURG W. К. , J. В. DODDS H T T P: / / W W W. S T E P A N — B L O G. R U / M B O O K / P A G E 2 0 5. H T MТест разработан Д. Б. Доддсом и В. К. Франкенбургом для выявления детей, страдающих задержкой психического развития в возрасте от рождения до 6 лет. Д Е Н В Е Р С К И Й У Н И В Е Р С И Т Е Т

1) грубая моторика; 2) тонкая моторика; 3) речь; 4) социальная адаптация. ДЕНВЕРСКИЙ СКРИНИНГ-ТЕСТ РАЗВИТИЯ СОДЕРЖИТ 4 ШКАЛЫ:

Из 105 пунктов 75 предназначены для детей до 3 лет. Обычно ребенок тестируется по 20 пунктам. Каждый пункт оцениваются как «выполненный» , «невыполненный» , «отказ от выполнения» , «не было возможностей для выполнения» .

Тестирование проводится как в условиях прямого наблюдения, так и на основании сведений, полученных от родителей. Дети, выполнившие все пункты, считаются развивающимися нормально. Если имеется один невыполненный пункт в какой-либо шкале, результат считается сомнительным, два невыполненных пункта – задержка развития.

Денверская оценочная методика была стандартизирована на 1036 нормальных детях в возрасте от 2 недель до 6 лет, 816 из которых были младше 3 лет. Тест высоко достоверен и стандартизирован.

Тестирование занимает около 30 мин и требует минимальной подготовки исследователя (несколько часов). В этом преимущество данного теста по сравнению с тестом Н. Бэйли, который требует высшей психологической квалификации.

Тест представляет собой психометрическую оценку развития ребенка, разработанную И. Узгирис и Дж. Хантом на основании концепции психического развития Ж. Пиаже. Он предназначен для детей от рождения до 2 лет. ПОРЯДКОВЫЕ (ЧИСЛОВЫЕ) ШКАЛЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ I. UZGIRIS, J. MCHUNT НА ОСНОВАНИИ КОНЦЕПЦИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ Ж. ПИАЖЕ (МОДИФИКАЦИЯ Е. В. МАТВЕЕВОЙ)

1) развитие зрительного слежения и сосредоточения на объекте; 2) умение ребенка использовать разные средства для получения желаемого предмета; 3) вокальная и жестовая имитация (2 субшкалы); 4) причинные действия; 5) построение объектных связей в пространстве; 6) развитие отношений к объектам (при смене игрушки или роли в игре). ТЕСТ I. UZGIRIS, J. MCHUNT СОДЕРЖИТ 6 ШКАЛ:

Тест состоит из 64 пунктов. Экспериментальные ситуации располагаются по мере усложнения. Психическое развитие изучается в следующих возрастных промежутках: 0 -3 мес. , 4 -7 мес. , 8 -11 мес. , 12 -17 мес. , 18 -24 мес.

ПРОФИЛЬ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ G. D. ALPERN-BOLL (1980) Методика Г. Д. Альперн-Болл предназначена для детей от рождения до 9 лет. В результате тестирования определяют, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка. A L P E R N G. D. , B O L L T. J. , S H E A R E R M. S. D E V E L O P M E N T P R O F I L E I I. A S P E N , C O. : P S Y C H O L O G I C A L D E V E L O P M E N T P U B L I C A T I O N S , 1 9 8 0.

1) физическое развитие; 2) «социальная» шкала; 3) шкала коммуникации; 4) способность к обучению; 5) шкала «самопомощи» . ТЕСТ G. D. ALPERN-BOLL СОДЕРЖИТ 5 ШКАЛ (186 ПУНКТОВ)

Тест Р. Гриффитс рассчитан на младенцев от 0 до 24 мес. ШКАЛА МЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ R. GRIFFITHS

1) локомоторная активность (глаза-руки, слух-рука); 2) развитие речи; 3) тонкая моторика; 4) «персональная» шкала; 5) «социальная» шкала. ШКАЛА МЕНТАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ R. GRIFFITHS СОДЕРЖИТ 5 СУБШКАЛ (260 ПУНКТОВ)

После выполнения заданий рассчитывается интеллектуальный коэффициент ребенка и определяется, какому возрасту соответствует психическое развитие ребенка.

Шкала Дж. Рейтер представляет собой субъективную оценку взрослыми психического развития ребенка (мать в домашних условиях заполняет регистрационный лист теста). Исследуются дети в возрасте 0 -15 мес. KID-ШКАЛА J. REUTER

1) познание; 2) движения; 3) самообслуживани е; 4) общение; 5) языковая шкала. ТЕСТ СОДЕРЖИТ 5 ШКАЛ (252 ПУНКТА)

Шкала Т. Бразельтон оценивается поведение и неврологический статус детей от 2 дней до 6 недель жизни. Методика состоит из 20 вызываемых рефлексов и движений, оцениваемых по 4 -балльной шкале. Имеется также 27 заданий для квалификации движений, взаимодействия со взрослыми, статического контроля, реагирования на стресс. Оценка проводится по 9 -балльной шкале, указывающей на 5 возможных типов поведения. Дополнительно отмечается, требовалась ли стимуляция для того или иного типа поведения. Результатом исследования является отнесение детей либо к группе риска, либо к норме. ШКАЛА ПОВЕДЕНИЯ НОВОРОЖДЕННЫХ (NBAS) Т. BRAZELTON

1) двигательная с оценкой моторики, 2) мышечный тонус, 3) тактильная, 4) слуховая сенсорная, 5) зрительная сенсорная, 6) шкала реактивности. ПОВЕДЕНЧЕСКИЙ ТЕСТ GRAHAM ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ И ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ МЕСЯЦЕВ ЖИЗНИ СОДЕРЖИТ 6 СУБШКАЛ

ТЕСТОВАЯ МЕТОДИКА F. R. PRECHTL И D. J. BEINTEMA (1975) С помощью методики Ф. Р. Пречтл, Д. Дж. Бейнтема оцениваются дети от 1 до 9 дней жизни по шкалам внешнего вида, позы, движений, дыхания неврологического статуса P R E C H T L H. , B E I N T E M A D. T H E N E U R O L O G I C A L E X A M I N A T I O N O F T H E F U L L T E R M N E W B O M H I F A N T. — C L I N. D E V. M E D. S E R. N O

Методика В. Керей, С. Мак Девит выявляет индивидуальные различия между младенцами вне зависимости от темпа их психомоторного развития. Тест предназначен для скрининговых исследований младенцев от 4 до 8 мес. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT

1) активность, 2) синхронность, 3) доступность, 4) приспособляемость, 5) сенситивность, 6) настроение, 7) постоянство, 8) отвлекаемость, 9) агрессия. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT СОСТОИТ ИЗ 95 ПУНКТОВ, ОЦЕНИВАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ПО 6 -БАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ, СОДЕРЖИТ 9 КАТЕГОРИЙ:

При анализе результатов младенцы могут быть расценены как «довольно трудные» (асинхронные, игнорирующие общение), низкоадаптивные (сенситивные), «легкие» (синхронные, доступные, адаптивные), «медленно реагирующие» (неактивные, тихие) дети, относящиеся к промежуточному типу. ОПРОСНИК МЛАДЕНЧЕСКОГО ТЕМПЕРАМЕНТА W. CAREY, S. MCDEVIT

Создан для проведения скринингового обследования при расстройствах аутистического спектра (РАС) у детей в возрасте от 16 до 30 месяцев. Может проводиться, как часть обычного медицинского обследования. Так же может быть использован для оценки риска наличия аутизма и представителями не медицинских специальностей. Обработка данных занимает менее 2 -х минут. МОДИФИЦИРОВАННЫЙ СКРИНГОВЫЙ ТЕСТ-ОПРОСНИК M-CHATROBINS, FEIN, BARTON

Шкалы KID и RCDI представляют собой вопросники, составленные по результатам анализа разнообразных типичных форм поведения детей первых лет жизни. Вопросники заполняют родители ребенка или любой человек, который постоянно с ним общается. Никаких специальных знаний для заполнения бланков анкеты не требуется — достаточно внимательно прочесть и правильно понять инструкцию и вопросы шкалы. Развитие ребенка оценивается следующим образом: число набранных ребенком баллов (число пунктов в вопроснике, которые он выполняет) сопоставляется со статистически обработанными и стандартизованными оценками большой выборки типично развивающихся детей. CHILD DEVELOPMENT INVENTORY; CDI Г. АЙРТОН

Главный недостаток – неточность данных. Некоторые родители склонны переоценивать развитие ребёнка, другие, напротив, недооценивают. МАКАРТУРОВСКИЙ ТЕСТ РЕЧЕВОГО И КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Интеллектуальный тест разработан и сертифицирован в 1911 г. французкими психологами Альфредом Бине и Теодором Симоном. ТЕСТ «ШКАЛА УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БИНЕ-СИМОНА»

1. Показать глаза, нос, рот, уши и т. д. 2. Воспроизвести предложение из шести слов. 3. Повторить по памяти два названных числа. 4. Назвать изображенные на рисунке предметы. 5. Знать свою фамилию. 3 ГОДА

1. Назвать свой пол. 2. Назвать несколько предметов, продемонстрированных взрослым. 3. Воспроизвести ряд из трех однозначных чисел. 4. Уметь сравнить длину отрезков (три задачи) 4 ГОДА

1. Сравнить попарно вес (15 -6 г, 3 -12 г). 2. Перерисовать квадрат. 3. Повторить слово из трех слогов. 4. Решить простую логическую задачу. 5. Сосчитать четыре предмета. 5 ЛЕТ

1. Определить время дня. 2. Определить назначение некоторых предметов домашнего обихода. 3. Перерисовать ромб. 4. Сосчитать до 13 и сосчитать 13 предметов. 5. Сравнить и описать два лица (3 задания). 6 ЛЕТ

Ранняя диагностика ранняя терапия ранняя интеграция детей с ОВЗ в среду здоровых детей http: //shkola 7 gnomov. ru/parrents/eto_interesno/fizic heskoe_razvitie/id/951/ МЮНХЕНСКАЯ ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАЗВИТИЯ (МФДР),

Мюнхенская функциональная диагностика развития детей создана в Мюнхенском университете и Институте социальной педиатрии. Она применяется для оценки общего психомоторного развития детей раннего возраста (Г. И. Келер, Х. Д. Эгелькраут).

Движение хватание восприятие взаимосвязей, объединившее в себе развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций понимание речи и активная речь, самостоятельность социализация. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫХ СФЕР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Базовые методики диагностики: М. Л. Дунайкина (2001); Е. А. Стребелевой(1996) методика экспресс-обследования – ГНОМ (график нервно-психического обследования младенцев) Г. В. Козловской, А. В. Горюновой и др. (1997) Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни (Г. В. Пантюхина, К. Л. Печора, Э. Л. Фрухт) (1983) Тест развития детей первого года жизни О. В. Баженовой (1986); Оценка уровня психомоторного развития ребенка — (Л. Т. Журба, Е. М. Мастюкова) (1981)МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЦЕВ В РОССИИ

ДИАГНОСТИКА НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ Г. В. ПАНТЮХИНА, К. Л. ПЕЧОРА, Э. Л. ФРУХТ Один из первых отечественных тестов психического развития. Методика представляет собой качественную оценку развития ребенка без использования баллов. К А Н Д И Д А Т П Е Д А Г О Г И Ч Е С К И Х Н А У К, Д О Ц Е Н Т П Е Ч О Р А К С Е Н И Я Л Ю Ц И А Н О В Н А

для 1 -го, 2 -го и 3 -го года жизни. СОСТОИТ ИЗ 3 ВОЗРАСТНЫХ ШКАЛ

10 дней – 2, 5 -3 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных и эмоционально положительных реакций; 1, 5 -3 – 5 -6 мес. – развитие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, движений руки, гуления; 5 -6 – 9 -10 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, подготовительных этапов пассивной и активной речи; 9 -10 – 12 мес. – развитие общих движений, действий с предметами, понимания и активной речи. НА 1 -М ГОДУ ИССЛЕДУЮТ:

Развитие понимания речи, развитие активной речи, сенсорное развитие, развитие игры и действий с предметами, развитие движений, формирование навыков. НА 2 -М ГОДУ:

Активная речь, игра, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, развитие движений, развитие навыков. НА 3 -М ГОДУ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ:

Активная речь, игра, изобразительная деятельность, конструктивная деятельность, сенсорное развитие, навыки, движения. НА 3 -М ГОДУ ВО ВТОРОМ ПОЛУГОДИИ:

Нормой считается выполнение навыков в пределах ± 15 дней от проверяемого возраста. Тест стандартизирован на 630 детях 1 -го года жизни, 730 – 2 -го года и 360 детях 3 -го года жизни.

Тест включает 98 диагностических проб, разделенных на 6 шкал: двигательное, эмоциональное, сенсорное развития, действия с предметами, взаимодействия со взрослыми, голосовая активность. Каждая из проб позволяет оценить уровень развития той или иной поведенческой реакции. ТЕСТ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ О. В. БАЖЕНОВОЙ

0 баллов – отсутствие, 1 балл – намеченность, 2 балла – несовершенная форма проявления, 3 балла – совершенная форма проявления. Пробы, выполнение которых требует достаточно высокого уровня психической активности ребенка, имеют значительно больший удельный вес при их оценке. ОПРЕДЕЛЯЮТ 4 СТЕПЕНИ ВЫРАЖЕННОСТИ ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ:

набранное за выполнение всех проб данной шкалы, суммируют. Набранная сумма баллов представляет собой актуальную оценку (АО) , которая сравнивается с контрольной оценкой (КО) , являющейся нормативным показателем для данного возраста. КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ,

представляет собой отношение АО к КО. На основании данных ИР по 6 шкалам строится диаграмма (профиль психического развития). Развитие оценивается в возрасте 2, 3, 4, 5, 6, 8, 10 и 12 мес. ИТОГОВЫЙ РЕЗУЛЬТАТ – ИНДЕКС РАЗВИТИЯ (ИР) –

Развитие оценивается по 7 нервно-психическим показателям (динамическим функциям): коммуникабельность, голосовые реакции, безусловные рефлексы, мышечный тонус, асимметричный шейный тонический рефлекс, цепной симметричный рефлекс, сенсорные реакции. Оцениваются также уровень стигматизации, черепно-мозговая иннервация и патологические движения, которые помогают выявить группу детей с повышенным риском задержки развития. ОЦЕНКА УРОВНЯ ПСИХОМОТОРНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА (Л. Т. ЖУРБА, Е. М. МАСТЮКОВА)

проводится на основе показателей, оцениваемых по 4 -балльной системе с учетом динамики нормального возрастного развития. ПОМЕСЯЧНАЯ КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА У РЕБЕНКА ДО 1 ГОДА

Оптимальная оценка по шкале возрастного развития соответствует 30 баллам. 27 -29 баллов в большинстве случаев можно расценивать как вариант возрастной нормы. При оценке 23 -26 баллов детей относят к безусловной группе риска. 13 -22 балла свидетельствуют о задержке развития. Ниже 13 баллов – больные с тяжелой задержкой развития вследствие органического поражения мозга.

Тест состоит из 12 возрастных субтестов. Психическое развитие исследуется на 1 -м году жизни каждый месяц, после года - каждые три месяца, от 2 до 3 лет – 1 раз в полгода. Субтесты состоят из 20 вопросов (заданий), позволяющих тестировать развитие сенсорных, моторных, эмоционально-волевых, познавательных поведенческих функций. Для исследования уровня развития каждой функции предлагают 4 задания. ТЕСТ «ГНОМ» ГРАФИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ. Г. В. КОЗЛОВСКАЯ И СОАВТ.

ТЕСТ «ГНОМ» ГРАФИК НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ МЛАДЕНЦЕВ. Г. В. КОЗЛОВСКАЯ И СОАВТ. Для исследования сенсорной функции тестируется зрительная, слуховая и тактильная чувствительности. Для определения состояния моторики – статика, кинетика, тонкая моторика и мимика. В эмоционально-волевой сфере исследуются: формирование и дифференцировка эмоциональных реакций, появление и характер эмоционального резонанса (способности воспринимать эмоциональное состояние других людей и адекватно на него реагировать). Для оценки волевых функций исследуются активная и пассивная произвольная деятельность. Познавательные функции тестируют по четырем показателям: речь, мышление, игра и внимание. Поведенческие функции состоят из двух разделов: биологического (пищевого поведения, формирования навыков опрятности) и социального поведения, для изучения каждого из которых предлагают по два задания.

Здоровые дети – показатель коэффициента психического развития (КПР) от 110 до 90 баллов; Группа риска – КПР 80 -89 или выше 111 баллов; Группа нарушения развития – КПР ниже 80. ТЕСТ ПОЗВОЛЯЕТ РАСПРЕДЕЛИТЬ ОБСЛЕДУЕМЫХ ДЕТЕЙ ПО ТРЕМ ГРУППАМ:

Анализ анамнестических данных, состояние двигательного развития, состояние артикуляционного аппарата, обследования доречевой деятельности — голосовой активности детей, а также ее интонационной выразительности. Данные рассматриваются в динамике в процессе логопедической работы, то есть исследование носит лонгитюдный характер. МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТАС ДЦП Е. Ф. АРХИПОВОЙ

Комплексное изучение детей раннего возраста включает исследование следующих основных линий развития: двигательного, социального, познавательного, речевого развития. КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ПСИХИЧЕСКОГО И РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП 1 -3 ЛЕТ О. Г. ПРИХОДЬКО

I. Двигательное развитие: общая моторика, функциональные возможности кистей и пальцев рук, артикуляционная моторика. II. Социальное развитие: контактность, средства общения, эмоциональная сфера, навыки самообслуживания. III. Познавательное развитие: уровень познавательной активности и мотивации к различным видам деятельности, сенсорное развитие (зрительное, слуховое, тактильно-кинестетическое восприятие), уровень развития деятельности (предметных действий), внимание, запас знаний об окружающем, обучаемость и использование фиксированных видов помощи. IV. Речевое развитие (уровень развития понимания обращенной речи и собственной речи).

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Ю. В. ГЕРАСИМЕНКО 1. Исследование предпосылок становления речи у детей третьего года жизни 1. 1 Исследование познавательного развития детей третьего года жизни 1. 2 Исследование двигательного развития детей третьего года жизни 1. 3 Исследование социального развития детей третьего года жизни 2. Исследование речевого развития детей третьего года жизни 2. 1 Экспрессивная речь 2. 1. 1 Звукоподражание 2. 1. 2 Активный словарь: номинативный и предикативный словарь 2. 2 Импрессивная речь 2. 2. 1 Выполнение простых слухоречевых инструкций 2. 2. 2 Выполнение многоступенчатых слухоречевых инструкций

Т. А. Титова, О. В. Елецкая, М. В. Матвеева, Н. С. Куликова Учебно-методическое пособие. М. : ФОРУМ, 2015. 192 с.

ЛИТЕРАТУРА Косенкова Е. Г. Лысенко И. М. , Баркун ГК. , Журавлева Л. Н. Шкалы оценки психомоторного развития детей: современный взгляд на проблему Охрана материнства и детства (2012) № 2 (20) http: // elib. vsmu. by/bitstream/handle/123/5300/omd_2012_2_113 -118. pdf? sequence=1 Пальчик А. Б. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных / А. Б. Пальчик, Н. П. Шабалов. – 4 -е изд. , испр. и доп. – М. : МЕД-пресс-информ, 2013. – 288 с. : ил. Микиртумов Б. Е. , Кощавцев А. Г. , Гречаный С. В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста. — СПб: Питер, 2001. 256 с. - («Краткое руководство»). Смирнова Е. О. Диагностика психического развития детей от рождения до 3 лет: Методическое пособие для практических психологов / - Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, Т. В. Ермолова, С. Ю. Мещерякова. 2 -е изд. испр. и доп. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» , 2005. — 144 с.

Перешли с подгузников на эти трусики от Goon. Давно хотела с ними познакомиться, но как то постоянно не выходило, то в наличие нет, то еще что и теперь жалею, что не сделала этого раньше. По качеству они превзошли все мои ожидания. Из плюсов лично для меня, это очень мягкий, нежный, хлопковый материал. Так же у них отсутствует какой либо запах и плюс они нейтрализуют сторонние неприятные запахи. Резинки хорошо удерживают подгузник на месте, в какой бы позе дочь не спала, а гель очень быстро впитывает влагу и ощущение сухости остается, даже когда трусики наполнены полностью. Кстати, проверить это можно благодаря удобным полосочкам-индикаторам. Хочу отметить, что дочь стала спать гораздо спокойнее, просыпается реже. Как и собственно мы тоже, теперь спим крепче и дольше) Кроватка всегда сухая, не приходится постоянно перестирывать простыни) Так что мы с ними спокойны в любой ситуации и на прогулке и во время сна эти трусики нас не подведут. Ну и самый главный плюс это то, что в них дочь чувствует себя в комфорте, я думаю ей они нравятся)

Отзыв о продукте - Подгузники Goon L (9-14 кг)

Вот тот случай, когда родители считают детей ничего не понимающими дурачками. Вы, "оберегая психику ребёнка", заставили старшего ребёнка мучиться, искать любимую кошку, сами зная, что она умерла. Скорее всего, он не был так глуп, он понимал, что "ей стало легче, но она убежала из клиники", скорее всего, значит, что мама просто врёт, но логика вступала в конфликт с ещё имеющимся доверием к матери, когда считаешь, что если мама что говорит, то она права - и он понимал, что случилось, но всё же продолжал ждать и надеяться: "А вдруг и правда она жива, ведь мама не может мне врать?" А потом, когда даже младший вам рассказал, что всё же он всё понимает (а они наверняка обсуждали случай друг с другом, и всё больше приходили к неутешительным выводам о том, что мама врёт), вы ещё и убедили его, что он якобы "не виноват". По-моему, это прямой способ воспитать детей, которые не способны нести ответственности за свои поступки. Я считаю, тут гораздо полезнее было бы сказать, что да, Куся умерла, потому что ты её столкнул, но уже ничего не поделаешь, и теперь ты знаешь, что твоё баловство и эксперименты могут привести к тяжёлым последствиям, и, конечно, ты так не будешь делать больше никогда. Ребёнок бы поплакал и навсегда запомнил то, что совершил. А личность человека складывается именно из воспоминаний. И, пожалуйста, не пропагандируйте москитные сетки как защиту от выпадания кошек. Они предназначены защитить ваш дом от насекомых, и не более. Максимум, могут защитить вашего попугайчика от вылетания из окна. Тут недавно в новостях мелькало, что годовалый ребёнок вывалился с такой сеткой с 10-го, что ли, этажа... погиб, конечно. Эти сетки не защитят ни кошку ни ребёнка. Они делаются из пластика, и приклеиваются двухсторонним скотчем, или же прикалываются кнопками. Малейшая нагрузка -и сетка вылетает. Кошка может прыгнуть на сетку за птичкой или бабочкой, и полететь вниз. Или может просто начать её драть, точа когти, и разорвать. Если будете заводить кошку, то купите и установите сетку "антикот", это металлическая решётка, которая прочно крепится к раме на саморезах или болтах, и может выдержать даже взрослого человека.

Навыки

К 1 месяцу:
Грубые движения - Лёжа на животе, приподнимает голову.
Речь - Улыбается.

Ко 2 месяцу:
Грубые движения - Лёжа на животе, поднимается на (размашистые) руках, поднимает голову.
Тонкие движения - Следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами.
Речь - Гулит (воркует). Узнаёт родных.

К 3 месяцам:
Грубые движения - Лежа на животе, поднимается на локтях.
Тонкие движения - Уверенно держит голову в вертикальном положении и лёжа на животе. Следит взглядом в диапазоне 180 градусов.

К 4 месяцам:
Грубые движения - Лёжа на животе, приподнимается, опираясь на ладони. Переворачивается с живота на спину. Оборачивается на голоса.
Речь - Громко смеётся.

К 5 месяцам:
Грубые движения - Переворачивается со спины на живот. Пытается ползать.
Тонкие движения - Хватает погремушку.
Речь - Оборачивается на звуки.

К 6 месяцам:
Грубые движения - Сидит без поддержки.
Тонкие движения - Берёт предметы одной рукой.
Речь - Имитирует речь (лепет).

К 7 месяцам:
Грубые движения - Садится.
Тонкие движения - Пытается брать мелкие предметы.

К 8 месяцам:
Грубые и тонкие - Ползает. Встаёт, держась за опору. Берёт мелкие предметы, изучает погремушку.
Речь - Понимает слово “нет”. Произносит мама, папа – несознательно.

К 9месяцам:
Тонкие движения - Извлекает звуки из предметов (стучит, бросает и т.п.)
Речь - Жестикулирует.

К 10 месяцам:
Речь - Называет родителей – папа, мама.

К 11 месяцам:
Тонкие движения - Берёт мелкие предметы большим и указательным пальцами.
Речь - Произносит первые слова помимо мама и папа.

К 12 месяцам:
Грубые движения - Самостоятельно ходит.
Тонкие движения - Кладёт мелкие предметы в бутылку. Умышленно бросает предметы.Черкает карандашом.
Речь - Произносит слова осмысленно, но речь непонятна.
Навыки обучения и ухода за собой - Играет с куклой, (но жёсткая игра). Пьёт из чашки. Помогает одевать себя.

Средняя продолжительность ночного и дневного сна

1 неделя
Ночной - 8,25
Дневной - 8,25

1 месяц
Ночной - 8,5
Дневной - 7,0

3 месяца
Ночной - 9,5
Дневной - 5,5

6 месяцев
Ночной - 10,5
Дневной - 3,75

9 месяцев
Ночной - 11,0
Дневной - 3,0

12 месяцев
Ночной - 11,25
Дневной - 2,5