Игры для изучения красного цвета. Тест готовности и план изучения цветов. Развивающие игры на изучение цветов

Многие родители детей с речевыми нарушениями (особенно моторных алаликов) сталкиваются с проблемой – ребёнок не может выучить цвета. Это связано особенностями мышления и памяти таких деток

Если ваш ребёнок в три года не знает основные цвета, то необходимо приступить к целенаправленному их изучению.

Объявляем неделю (день) красного цвета. Утром надуваем красный шарик и закрепляем на видном месте. И все это время изучаем только один цвет.

В занятиях с ребёнком всегда хорошо использовать рисование, это то, что всегда интересно ребёнку. Если ребёнок не может рисовать, рисуете сами вместе с ним.

Предлагаем ребёнку: «Давай возьмём красный карандаш и нарисуем красный грибок (машину, домик)! Я рисую шляпку и ножку. Давай ты раскрасишь красным цветом шляпку, а я ножку. Каким цветом ты раскрашиваешь шляпку? Правильно красным! А я ножку? Точно красным! Какой у нас получился грибок? Смотри у него красная ножка и красная шляпка. Правильно он красный!». Затем вместе с ребёнком вешаем рисунок на видное место (к примеру, на холодильник) и «хвастаемся» папе, бабушке и т. д. какой замечательный красный грибок мы нарисовали.

Никогда не начинайте изучать новый цвет, пока ребёнок хорошо не усвоит предыдущий!

Изучение цвета всегда начинаем с красного, а затем знакомимся с желтым, зеленым, синим – это 4 основных цвета, которые ребёнок должен усвоить. Затем можно добавлять дополнительные цвета - оранжевый, фиолетовый, черный, белый, а потом и оттеночные – голубой, розовый и т. д.

Никогда не торопите ребенка во время занятий. Непременно подсказывайте ребенку, если он ошибается: « Нет, этот кубик не красный, а жёлтый, давай его положим в другую коробочку». Для начала используйте в игре один - два предмета каждого цвета и постепенно увеличивайте их количество.

Я бы настоятельно не рекомендовала использовать в изучении цветов компьютерные и онлайн игры, которых сейчас в изобилии в сети.
Во-первых, ребёнку ни к чему столь раннее знакомство с компьютером.
Во-вторых, экран монитора может искажать цвета. В-третьих, все эти игры для ленивых родителей, ведь от живого общения больше пользы и только вы можете познакомить малыша с окружающим миром!

Большая часть представленных ниже игр может быть использована в развитии детей от 1,5 лет.

Игра «Бабочки на цветке»
Вырезаем из картона 4 больших цветка: красного, желтого, синего, зеленого цветов. И четыре бабочки того же цвета. Показываем ребёнку и говорим: «Вот синяя бабочка полетела и села на синий цветок, а жёлтая летела-летела и прилетела на жёлтый цветок и т.д.». Потом пусть ребенок сам сажает бабочек на цветки соответствующего цвета.
Усложняем задание: «Посади синюю бабочку на красный цветок и т.д.».

Игра «Маленький строитель»
Из цветного картона вырежьте 4 квадрата и 4 треугольника основных цветов. Сложите домики, при этом цвет деталей не должен совпадать и скажите: «Ой, строители перепутали крыши у домиков. Нужно сложить их правильно, по цвету». Меняйте вместе с ребёнком крыши на «правильные» и называйте цвет.

Игра «Цветная уборка»
Возьмите корзину для белья или большой таз и вместе с ребёнком пройдитесь по дому, собирая в неё предметы, игрушки одного цвета. Сообщайте ребёнку о ваших находках: «Вот смотри красный кубик он нам подходит, клади его в корзину. А вот папина красная футболка и т.д.»

Игра «Строим башню»
Используем конструктор с крупными деталями? выбираем из него детали двух контрастных цветов. Предлагаем ребёнку построить из них башни. Беря каждую деталь? называем её цвет: «Это красная, а это какая?»

Игра «Принеси одежду»
Собираясь на прогулку, сложите одежду малыша в кучку на пол. Попросите малыша, чтобы он принёс вам синие штаны. Если он принёс другую одежду, скажите: «Спасибо ты принёс красную футболку, одевай её и принеси синие штаны». Продолжайте, пока полностью не оденется, прося приносить по одному предмету за раз, называя вещь и её цвет.
Можно усложнить игру, разложив одежду в разные места комнаты и попросить: «Принеси красную рубашку, она лежит на диване и т. д.».

Игра «Все цвета радуют»
Прогуляйтесь с ребёнком по квартире или по улице, указывая ему на предметы одного цвета. Можно с ребёнком посоревноваться, кто найдёт больше предметов, например жёлтого цвета.

Игра «Светофор»
Вырежьте из картона три крупных круга красного, жёлтого и зелёного цветов. Предложите ребёнку поиграть в подвижную игру: «Когда горит красный свет, мы стоим на месте. Когда горит жёлтый – прыгаем на месте (на одной ножке). Загорится зелёный – бегаем».
Поочерёдно показываем цвета и выполняем соответствующие действия вместе с ребёнком. Можно усложнить игру - давать команду только голосом или только показывая определённый цвет. Можно предложить ребёнку поменяться ролями. Будет очень весело, если в игре будут участвовать несколько человек.

Игра «Сортируем игрушки»
Рассыпаем на полу игрушки разных цветов: кубики, детали от крупных конструкторов и т. д. Берём поднос и вместе с ребёнком собираем на него игрушки определённого цвета. Можно устроить соревнование и взять поднос для себя и для ребёнка и кто больше соберёт деталей синего цвета, пока звонит будильник (поёт песенка и т. д.).
Сортируем детали по коробочкам соответствующего цвета (берём 4 основных цвета).

Игра «Что бывает зелёным?»
Вспомните вместе с ребёнком, что бывает зелёным (красным, синим, жёлтым) – огурец, трава, листья, яблоко и т. д.
Эта игра способствует развитию воображения, но может вызвать затруднения у речевиков даже старшего дошкольного возраста.

Игра «Чудо - радуга»
Берём большой лист бумаги (лучше ватман) и рисуем на нем цветные дуги шириной несколько сантиметров, в зависимости от размера листа. Располагаем цвета соответственно спектру радуги. И на каждую дугу приклеиваем вместе с ребёнком предметы соответствующего цвета: комочки цветной бумаги, маленькие игрушки, бусины, цветные пёрышки, пробки от пластиковых бутылок, кусочки ткани, красивые камушки. Всю радугу сразу делать не обязательно, можно выкладывать цвета постепенно.

Принято считать, что к трём года ребенок должен научиться различать основные цвета. Этот навык является важной частью сенсорного развития, он дает ребенку возможность по-новому взглянуть на мир. Часто, если малыш не знает или путает цвета, у родителей возникает беспокойство по поводу темпов развития ребенка. Нужно ли переживать, если изучение цветов дается ребенку нелегко? Как научить малыша различать цвета? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Исследования показали, что дети начинают воспринимать цвета к 2-3 месяцам. Первые цвета, которые видит ребенок – это желтый, оранжевый, красный, зеленый. В этом возрасте малыши уже могут неодинаково реагировать на свои игрушки разных цветов (например, красная погремушка может радовать ребенка больше, чем синяя), увлеченно разглядывать яркие картинки. Мир младенца быстро приобретает краски, но если говорить об умении осознанно найти предмет нужного цвета, то обычно оно появляется у детей в год – полтора. Именно в этом возрасте оптимально начинать в игровой форме изучать цвета. Озвучивать ребенку названия цветов можно до года, это пойдет ему только на пользу. Но не требуйте от малыша слишком много, помните, что его мозг активно развивается, и, как только придет время, вы непременно увидите результаты.

Чтобы понять, готов ли ваш малыш учить цвета, играя с конструктором, попросите ребенка показать деталь такого же цвета, как у вас. Если малыш может найти одинаковые по цвету предметы, значит он вполне готов и к запоминанию названий цветов.


Большую часть знаний о мире дети получают в повседневной жизни: общаясь со взрослыми и сверстниками, наблюдая за природой, играя. Изучение цветов не исключение. Иногда ребенку не нужно выполнять специальные упражнения, чтобы научиться распознавать цвета. Для этого бывает достаточно того, что он слышит название цвета и связывает его с конкретной вещью. В ходе ежедневных занятий, озвучивайте для ребенка, какого цвета предметы вокруг. Рисуете ли вы, играете ли в кубики, рассматриваете машины во дворе, читаете, купаетесь, кушаете, одеваетесь – в каждой из этих ситуаций можно ненавязчиво учить ребенка различать цвета.

Важно, чтобы изучение цветов не превратилось в пытку. Не стоит постоянно проверять знания ребенка, спрашивая его, где какой цвет. Вскоре малыш может просто начать вас игнорировать. «Давай раскрасим солнышко желтым цветом!», «Какой вкусный зеленый огурчик!», «Ой, куда пропал синий кубик? Вот он!» - это примеры того, как можно ненавязчиво помочь ребенку запомнить цвета.

Игры для изучения цветов и их оттенков

Для того чтобы у малыша появился интерес к изучению цветов или чтобы закрепить уже имеющиеся знания, можно предложить ребенку поиграть в специальные «цветовые» игры.

Сортировка по цвету

Игры на сортировку направлены на то, чтобы ребенок научился разделать предметы на группы по цвету. Предметами для сортировки могут стать любые подручные материалы: игрушки, крышки, детали конструктора, кубики, пуговицы, крупы, карандаши и т.д. Организовать игру можно различными способами:

    «Прятать» предмет (разложить предметы так, чтобы они сливались с фоном);

Можно придумать сколько угодно вариантов сортировки по цвету, все зависит от вашей фантазии. Чтобы ребенок не терял интерес к заданию, свяжите сюжет игры с его любимыми персонажами, игрушками (например, из желтой миски будет есть котик, а из красной слоненок и т.д.).

Помочь ребенку выучить цвета могут задания из серии «Подбери пару». Попросите малыша найти лепесток для букашки, горшочек для цветка, крышу для домика и т.д. Можно предъявить малышу заведомо неправильный вариант и попросить исправить ошибки.

Покажите ребенку картинку, с недостающими деталями. Попросите его заполнить пробелы (это можно делать с помощью пластилина, помпончиков, крышечек, карточек и т.д.).

В возрасте около года дети начинают интересоваться различными лото. В цветовом лото задание состоит в том, чтобы собрать на карточке картинки одного цвета.

Создайте для своего малыша сенсорную коробку, в которой все предметы будут одного цвета. В процессе игры ребенок сможет не только запомнить цвет, который он видит, но и развивать мелкую моторику, тактильную чувствительность, мышление, воображение.

Цветные дни

Это один из самых интересных и популярных способов научить ребенка различать цвета. Его суть в том, что в течение дня (или нескольких дней) вы обращаете внимание ребенка на предметы определенного цвета. Например, в желтый день можно одеться в желтую одежду, играть в желтые игрушки, нарисовать желтого цыпленка. Окруженный одним цветом, малыш с легкостью его запомнит.

Учить цвета с ребенком можно по карточкам. С помощью карточек Домана «Цвета» можно познакомить малыша не только с основными цветами, но и с различными оттенками. Важно, не перегружать ребенка ненужной ему информацией о названиях 10 оттенков зеленого или красного. Учите только те оттенки, названия которых вы можете употреблять в игре и жизни.

Настольные игры для изучения цветов

Отличным способом изучения цветов и закрепления знаний о них являются настольные их. В настоящее время в магазинах представлен широких ассортимент подобных игр на любой вкус и кошелек. Подберите игру, которая понравится именно вашему ребенку.

Развивающие мультфильмы

В интернете можно найти множество обучающих мультфильмов, которые помогут вашему малышу быстро запомнить цвета. Вот один из них:

Обучающие книги

Если ваш малыш любит слушать истории рассматривать картинки, этот способ для вас. Все мы помним замечательный рассказ В.Г. Сутеева «Петух и краски», у С.Я. Маршака есть целая «Разноцветная книга». Также вы можете найти множество обучающих книг, которые станут вашими верными помощниками.

Мы перечислили для вас разные варианты игр для изучения цветов. Чтобы ребенок хорошо усвоил понятие цвета, стоит придерживаться ряда принципов: не торопите малыша, предоставьте разнообразие материала для игр, обсуждайте увиденное.

Заключение

Начинать изучения цветов можно с самого раннего возраста, главное, чтобы это было интересно ребенку. Нельзя указать четкие возрастные границы, когда ребенок должен выучить основные цвета. Этот процесс, как и все развитие, индивидуален для каждого малыша. В Центре развития «Созвездие» для малышей создана Монтессори-среда, направленная на всестороннее развитие ребенка. На занятиях «Вместе с мамой» дети в игровой форме знакомятся с понятиями цвета, формы и размера, делают тематические творческие работы. У наших педагогов вы можете научиться тому, как заинтересовать малыша занятием и как правильно преподнести ему познавательную информацию. Развивайтесь вместе с нами!

В этом разделе вы найдете пособия и карточки для изучения цветов с малышом, начиная с двух лет.

Стихи про цвета с картинками









Карточки-пазлы «Учим цвета»

Распечатайте пазлы, разрежьте на 4 части. Предложите малышу собрать пазлы, чтобы получился прямоугольник одного цвета.

Наглядные карточки «Учим смешивать цвета»










Первое знакомство с цветом

Прежде всего ребенок должен запомнить основные цвета: красный, желтый, синий и зеленый. Учить малыша различать цвета надо последовательно и постепенно.

Красный цвет

Найди предметы красного цвета

Рассмотрите с малышом картинки. Назовите их. Не спеша найдите на картинках предметы красного цвета. Затем вместе с ребенком ищите предметы красного цвета вокруг: дома, на улице. И только когда малыш будет четко находить и называть предметы красного цвета, можно переходить к желтому цвету.

Жёлтый цвет

Учимся различать красный и желтый цвета

Просите ребенка показать на картинках предмет определенного цвета, например: — Покажи красный карандаш. А теперь покажи желтый карандаш и т. д. Объясните малышу, почему цыпленок нарисован только желтым.

Зелёный цвет

Учимся различать красный, жёлтый и зелёный цвета

Попросите ребенка: «- Покажи, что на картинке красного цвета? Найди, что зеленое. Выбери, что желтое». Предложите малышу более сложный вариант игры. Показывая на картинку, спросите: «-Помидор какой? Груша какая?», побуждая ребенка проговаривать названия цветов.

Синий цвет

Учимся различать зелёный и синий цвета

Попросите ребёнка: «Покажи, что синее. Найди всё зеленое».

Учимся различать красный, жёлтый, зелёный и синий цвета

Попросите ребенка: «Покажи и назови, что красное. Что синее? Что зеленое? Что желтое? Скажи, какого цвета кубик. Какого цвета совок?»

Разложи по коробочкам

Рассмотрите с малышом картинки. Попросите найти красную, зеленую, синюю и желтую коробочки. Обратите внимание ребенка на предметы в рамке. Их надо убрать на место. Спросите малыша: «Как ты думаешь, куда мы положим бантик?» Если ребенок покажет верно (красный бант в красную коробку), возьмите карандаш и вместе соедините линией бантик и коробочку. Если задание вызовет затруднение, покажите малышу бантик и спросите: «Где такая же коробочка?»

Подбери куклам одежду

Скажите ребенку: «Давай поможем куклам одеться». Обратите внимание малыша на куклу с красным бантиком и спросите: «Как ты думаешь, какое пальто наденет эта кукла?» Соедините карандашом куклу и пальто соответствующего цвета. Таким образом «наденьте» пальто, сапоги и шапочки всем куклам.

Дидактическая игра «Подбери по цвету»

Игра «Подбери по цвету» позволит ребенку закрепить представления о четырех основных цветах, будет способствовать развитию памяти, мышления, логики.
Предлагаемая дидактическая игра поможет организовать и интересно провести совместную деятельность педагога или родителей с детьми.

Одним из главных составляющих развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Это развитие у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах и явлениях окружающего мира. Ребенок рождается на свет с готовыми органами чувств. Это лишь предпосылки для восприятия окружающего мира. В каждом возрасте надо обратить внимание на те, стороны развития ребенка, к которым данный возраст наиболее чувствителен, наиболее восприимчив. В 3 года малыш начинает активно познавать окружающий мир. Источником познания дошкольника является чувственный опыт. Значит, надо помнить, что главное в этом возрасте – обогащение опыта ребенка, необходимое для полноценного восприятия окружающего мира, и в первую очередь – это обогащение представлений о внешних свойствах предметов. Развивая представления о цвете, форме, величине окружающих предметов, нужно знакомить детей с общепринятыми образцами внешних свойств предметов, так называемыми сенсорными эталонами (семью цветами спектра, пятью геометрическими формами, тремя градациями величины).

В повседневной жизни ребенок сталкивается с многообразием форм красок – это любимые игрушки и окружающие предметы. Видит он и произведения искусства – картины, скульптуры, слышит музыку; но если усвоение этих знаний происходит стихийно, без руководства взрослых, оно часто оказывается поверхностным. Здесь и приходит на помощь сенсорное воспитание – последовательное ознакомление детей с сенсорной культурой человечества. Так в раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств – всеми цветами спектра, с геометрическими формами – круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, шар, куб, кирпич. Развивать познавательные умения и речевые – определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова – названия цветов, величин и форм.

Хорошим подспорьем в обучении и закреплении знаний о цвете может стать дидактическая игра «Подбери по цвету». В силу своей простоты и доступности, эта игра прекрасно подходит для детей дошкольного возраста от 2–5 лет.

Технологии: игровая, сотрудничества

Цель игры: закреплять с детьми названия разных цветов (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать память, внимание, речь детей.

Задачи игры:
- учить правильно, узнавать и называть основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый)
- развивать зрительное (сенсорное) восприятие
- развивать мелкую моторику
- развивать познавательные процессы (мышление, внимание, память).
- воспитывать культуру игры (соблюдать правила, проявлять честность, радоваться успехам)

Ход игры:

на столе раскладываются все картинки. Ребенок берет любую картинку, которая ему понравится, объясняет, что это за предмет и какого он цвета, и кладет картинку в соответствующего цвета отдел игрального поля. Дети могут играть вчетвером, по очереди вытаскивая картинки.