Когда праздник отдание пасхи в году. Отдание Пасхи. История праздника. Особенности Богослужения. Приготовление сырой творожной пасхи

Шестая неделя после Пасхи начинается в воскресенье 21 мая Неделей о слепом и продолжается до 27 мая. Чудо в субботу, праздник Святителя Николая Чудотворца, Вознесение Господне.

В воскресенье 21 мая вспоминается Чудо исцеления Иисусом Христом слепорожденного, которое Он совершил в субботу.

О том, как Христос исцелил слепого от рождения, говорится в 9-ой главе Евангелия от Иоанна. После того, как Христа собирались забросать камнями за проповедование в храме, Он шел с учениками и увидел просящего милостыню слепого. Ученики поинтересовались, за свой или родительский грех он рожден незрячим? Иисус ответил, что он слеп не из-за чьих-то грехов, а для того, что бы на нем явились дела Божии. Христос сделал брение из Своей слюны и земли, помазал слепому глаза и отправил умыться в купальню Силоам.

Служители храма и фарисеи не поверили в произошедшее и устроили допрос исцеленному и его родителям. Обретший зрение обличил их простыми словами, сказав, что Бог не слушает грешников и если бы Он был не от Бога, то не мог бы творить ничего.

Однако когда исцеленного выгнали из храма, Христос нашел его и спросил: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» . Бывший слепой спросил, кто Он, Сын Божий? И после ответа Спасителя: «Он сейчас говорит с тобою» , подтвердил, что верит и поклонился Господу.

Это событие имеет глубокий смысл – духовные очи человеку может открыть только Иисус Христос.

Это чудо Спаситель совершил в субботу, как и воздвижение расслабленного. Этим Он показывает людям, что не надо бездумно следовать обрядам и правилам: «Суббота для человека, а не человек для субботы» .

В 2017 году на шестую неделю, приходится 22 мая - праздник Николая Чудотворца , так называемый (или Вешний). В этот день вспоминается любимого на Руси святого Угодника Божия из Миры Ликийской и в итальянский город Бари.

Особенности шестой недели после Пасхи 2017

В среду шестой седмицы всегда происходит отдание праздника Пасхи, после этого дня приветствие друг друга словами "Христос Воскресе!" становится не обязательным.

В четверг, 25 мая, праздник . В этот день Христос на глазах апостолов вознесся на Небо в своем теле. Он скрылся в облаке, а явившиеся ученикам ангелы возвестили о грядущем Втором пришествии Спасителя. Этот очень любим на Руси.

Красота пасхального быта

…Пасха прошла… уже «отдание»…

Припоминаю, как один епископ говорил, что иногда Господь дает пасхальную благодать в последний день, на отдание… Хотя я и не имел никаких оснований возражать против этого, считая мысль совершенно правильной, но в сердце (странно устроена ша душа) где-то таилось равнодушное маловерие…

Потому я даже забыл про то, чтобы просить чего-либо у Воскресшего… Но милость Божия – как бывает это нередко – дана была неожиданно, не по заслугам… Благодать есть «благодать», то есть не заслуженный дар. И какая дивная, чрезвычайная, единственная за всю мою жизнь благодать… Не хочется даже говорить о ней, а нужно скрыть, как драгоценное сокровище, от посторонних очей и, особенно, врагов.. Поэтому запечатлею крестом святым дальнейшие строки о ней…

Попразднество Пасхи

«Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею (субботою), Церковь продолжает его, хотя с меньшею торжественностию (как попразднество), еще тридцать два дня до Вознесения Господня (по день «отдания» Пасхи) и, сверх того, вспоминает воскресение Христово еженедельно, в первый день седмицы». У евреев первым днем считалась суббота: а у христиан стал почитаться день воскресения. Скажем об обоих днях.

До «отдания» каждое воскресенье поются (кроме Фоминого) на вечерне «стихиры Пасхи» («Дa воскреснет Бог… Пасха красная…»), со славником празднуемой недели (мироносицам и проч.); а также поется пасхальный канон («Воскресения день…»). И ежедневно всякая служба начинается с пения (или чтения, на часах) тропаря: «Христос воскресе…»

«Воскресение Христово…» на всенощной под воскресный день поется трижды, а не один раз. Ексапостиларий (или светилен по каноне) сначала поется пасхальный «Плотию уснув» потом уже – празднуемой недели.

Так ясно празднуется «попразднество» воскресения Христова – тридцать девять дней! Это – совершенно небывалое торжество! Обычно попразднество продолжается от одного до восьми дней.

Потом, накануне Вознесения, совершается «отдaние» Пасхи. Службы начинаются со свечами, кадилом и пением стихир, как и на Пасху; и проч., как и в воскресенья пасхальной седмицы; и с великим славословием.

Эта же служба является одновременно и предпразднеством Вознесения, поэтому третий канон полагается уже Вознесению. На литургии – прокимен «Сей дeнь…»; но «Апостол и Евангелие – дня».

А конец – «якоже указася и на самую Пасху…», «И тако отдается праздник святаго и живоноснаго Христова воскресения».

Плащаница уносится в среду: Господь завтра возносится (хотя об этом в службах не указывается). Но воспоминается весь год, каждый воскресный день; и этот день потому и называется «Господним» днем. И, таким образом, совершается,- в сущности, весь год, по воскресным дням, то есть все пятьдесят два воскресенья.

И, по церковному уставу, служба в этот день совершается без коленопреклонения. Каждое воскресенье читается на утрене Евангелие о явлениях Христа по воскресении Своем (одиннадцать чтений составляют «столп», который снова повторяется). Поется, по Евангелии, «Воскресение Христово видевше…» и «Воскрес Иисус от гроба…».

Первый канон посвящается непременно воскресению Христову, а второй – уже кресту и воскресению.

Верующие должны участвовать на службах.

По великом славословии поются, по очереди, тропари: «Днecь спасение…» или «Воскpec из гроба…».

И этот день отводится также делам милосердия.

По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорил так: «B первый день недели каждый из вас пусть отлагает у себя», – согласно повелению апостола Павла – и сберегает, сколько позволит ему состояние… (1 Кор. 16, 2-3).

Для чего же апостол этот день назначил для пожертвования? Почему не сказал: в понедельник, во вторник или в прочие дни недели? Конечно, – с тем намерением, чтобы в самом дне воскресения иметь побуждение сильнее располагать нас к благотворению.

И почему этот день – способнее побудит нас к милостыне?

Что всего важнее: мы получили бесчисленные благодеяния: в оный попрана смерть; уничтожено проклятие; истреблена власть греха; врата адовы сокрушены; пленен Диавол: прекращена долговременная вражда; на земле водворился мир; род человеческий достиг прежнего – гораздо большего – благородства. Святой Златоуст – великий проповедник милостыни. За это собственно он и пострадал, обличая богатых!

Эта милостыня бедным, говорит он, очень часто и есть лучшая «служба» Богу и высшая красота Пасхи. Недаром предки наши в дни больших праздников посещали больницы и тюрьмы; и посещали заключенных; или посылали им дары…

Ведь на Страшном суде Господь именно об этом спросит нас: напитали ли? напоили ли? одели ли? посетили ли? Вообще, оказали ли любовь меньшим братьям Христовым? Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). И место ли нам быть с Ним на трапезе Его в Царствии с Ним,- если мы не окажем милости Его братьям (Лк. 22, 30)?

Не думаю! Слово Христово – истина!.. И тот же святой Златоуст так настойчиво говорит о милостыне. Например: «…хотя у тебя много грехов, но, так как милостыня твоя защитница, то не бойся; ни одна из вышних сил не останавливает ее, она требует должного, имея в руках собственное рукописание. Это – глас Самого Господа, что, кто сотворил единому сих меньших, тот – Мне сотворил… (Мф. 25, 40). Таким образом, сколько бы ни было У тебя других грехов, твоя милостыня перевешивает Bce» (Т. 2. С. 327).

«Бедные – врачи наших душ, благодетели и предстатели; потому что ты не столько даешь им, сколько получаешь: даешь серебро, а получаешь Царство Небесное; облегчаешь бедность, а примиряешь себя с Владыкою» (т. 3. С. 308).

«…Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброю совестью, и, когда переселится отсюда, находит великую милость у Судии и услышит вместе с прочими эти блаженные слова: приидите, благoсловеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира… (Мф. 25, 34)» (Т. 4. С. 33).

«… Не запрещаю делать богатые вклады (на храм): требую только, чтобы вы вместе с вкладами – и даже прежде них – творили милостыню. Хотя Бог приемлет и вклады, но гораздо лучше – милостыню. <…> Что пользы, если трапеза Христова полна золотых сосудов, а Сам Христос томится голодом?» (т. 7. С. 522).

Милостыня – важнее жертв: милостыни, а не жертвы (Ос. 6, 6; 9, 4). Она отверзает небеса: молитвы твоя и милостыни твоя взыдоша на память пред Бога (Деян. 10, 4). – Апостол Павел сказал сначала о воскресении, и тотчас же о милостыни! (1 Кор.15; 16. См. толкование Златоуста).

Господи! Дай нам не забыть это!

Митрополит Вениамин Федченков – Пасха. О праздниках и богослужениях православной церкви, Москва 2007

Суточный и годичный круг богослужения Православной Церкви, словно на ось, нанизан на главное событие в истории человечества – воплощение Сына Божия и Его земную жизнь, которая по сути была делом спасения Богом рода человеческого. Двунадесятые праздники, венчающиеся праздников Праздником и Торжеством из торжеств – Светлым Христовым Воскресением – являются будто мозаичными элементами единой картины спасения Всевышним человечества. Двунадесятые праздники – своеобразные этапы этого дела спасения.

Потому богослужебный годовой круг (и это особенно видно в Триодях Постной и Цветной) следует за священной историей Нового Завета. Исходя из такой точки зрения, мы празднуем Отдание праздника Пасхи перед Вознесением Господним, так как знаем, что Спаситель по Своем Воскресении из мертвых сорок дней до Вознесения ходил по земле, встречался с Пресвятой Богородицей и апостолами и укреплял Деву Марию и учеников в будущем служении. А на сороковой день Он вознесся на небеса.

Поэтому Церковь и празднует Отдание Пасхи накануне Вознесения Господня, которое в этом году пришлось на 25 мая по новому стилю. Но в духовном смысле Пасха нас не оставляет. Она является нашим живительным Гольфстримом – глубоководным и мощным течением, дарующим мирови жизнь.

И о том, что Церковь призывает все дни года вспоминать Светлое Христово Воскресение, свидетельствует тот факт, что богослужебный седмичный календарь древних иудеев с центром вокруг субботы был сдвинут в новозаветном религиозном сознании к центру – воскресению. И теперь мы каждую неделю празднуем малую пасху (так святые отцы назвали день воскресения), чтобы Она животворила нас Своим спасительным торжеством.

Именно потому очень важно ходить по воскресеньям в храм. Ведь, с одной стороны, мы благодарим Бога за спасение лично наше, а с другой – подключаемся словно бы к этому току жизни, щедро бьющем в Пасхе, и снова оживотворяемся, становимся небесными и равноангельными, очищаемся от мирской суеты, грехов и страстей.

О том, что Пасха нас не покидает, свидетельствуют и буквы «ХВ», которые часто вырезаны на иконостасах православных храмов. Они, конечно, обозначают «Христос Воскресе». Церковь словно встречает свое верное чадо этим пасхальным приветствием каждый раз по входе в храм. Об этом также свидетельствует любимый в православном народе святой – преподобный Серафим Саровский, встречавший приходящих к нему приветствием: «Радость моя! Христос Воскресе!»

Фактически светлый праздник Вознесения Господня также есть продолжением этой Пасхальной радости. Ведь Христос вознес нашу человеческую природу на небеса – к Престолу Бога Отца – на неизмеримую высоту и восстановил завет между Богом и человеком, восстановил это утраченное богообщение и открыл каждому из нас дорогу в рай. Благодаря этому на Пресвятую Богородицу и апостолов в Сионской горнице щедро излились дары Святого Духа, родившие Церковь – столп и утверждение Истины, ведущей человека, как любящая Мать, ко спасению.

Главное, чтобы мы с Божьей помощью в жизни Церкви видели эту духовную и священноисторическую составляющую, этот фундамент богослужения. И когда нам плохо, то лучше поднять голову вверх, и понять, и увидеть духовным взором, как Христос возносится на небеса, благословляя святых апостолов, благословляя всех нас. И каждого из нас он посадил на небе у Престола Божия. Каждому из нас он открыл эту дорогу в небеса. Только нам теперь нужно немножко потрудиться, немножко с Божьей помощью потопать ножками в сторону храма, чтобы выросли крылья у души, чтобы она начала этот прекрасный и спасительный путь в небеса.

Там ее встретит Христос, который говорит ей словами кондака Вознесению Господнему: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы».

Иерей Андрей Чиженко

Православная или католическая пасха в 2020 году будет одним из самых долгожданных праздников для верующих. Согласно Библии, в пятницу на Страстной неделе Иисуса Спасителя распяли, после чего погребли в пещере. Когда световой день закончился, Мария Магдалина вместе с другими женщинами пришли к гробу усопшего, чтобы обмыть, умастить его тело, но гроб был пуст. Именно тогда Мария произнесла заветные слова, которые повторяют католики с православными: «Христос воскрес».

Фотографии:

Вода яйца
куличи пасха
иконы

Сегодня этот день празднуется в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Каждый верующий знает, сколько длится Пасха, поскольку соблюдает все имеющиеся традиции. Праздник продолжается на протяжении 40 календарных дней, поскольку Иисус Спаситель именно столько дней пробыл на земле после своего воскрешения. Пасха в 2020 году будет отмечаться 28 апреля, а через 40 дней наступит отдание Пасхи. Отдание всегда было грустным днем, ведь именно после завершения этого дня Христос покидал своих учеников.

Пасха является церковным праздником, поэтому церковные служители проводят службу, верующие ходят к храмам, слушают звон колоколов. Хозяйки готовят салаты, пекут куличи, дети делают красивые подделки, открытки своими руками. Пасхальный фестиваль 2020 будет неотъемлемым мероприятием празднования. Он проводится уже не первый год. Огромная программа включает концерты на территории храмов, благотворительные акции, выступления мировых звезд. Чтобы понять, насколько много событий проходит во время фестиваля, достаточно посмотреть фото.

Традиции церковного праздника

Существует много традиций, которые соблюдаются весь этот день. Некоторые хозяйки составляют целую программу подготовки к событию. За неделю они начинают убирать квартиру, субботу посвящают нарезанию салатов, приготовлению армянских лепешек, красивых, вкусных куличей, поскольку, когда наступает пасха, нельзя работать, делать уборку. Последнее дело должно быть сделано до полуночи. Сегодня не возникнет сложностей с готовкой, потому что можно найти множество рецептов салатов или других блюд с фото

Существует несколько пасхальных примет, которые полюбились девушкам. Например:

  1. Примета про локоть: если ударишься локтем на пасхальной неделе.
  2. Примета про муху: неважно какого числа в щи упала муха – будет свидание.
  3. Приметы про губы: чешутся губы — будешь целоваться.
  4. Примета про брови: чешутся брови – увидишь любимого.

Помимо примет, если несколько традиций. К примеру, все, кто встречаются на протяжении этого дня, говорят «Христос воскресе», после чего нужно ответить «Воистину воскресе». Не возникнет проблем с тем, что приготовить на пасху 2020. Хозяйки варят, красят яйца, пекут куличи, которые являются церковно-обрядной пищей. Их следует обязательно освящать после церковной службы, когда поминают усопших. Тем, кто держит пост, уже не придется думать, что приготовить на пасху 2020. Кушать можно всё. Верующие устраивают соревнования на яйцах. Они чокаются ими, и выигрывает тот, у кого яйцо остается целым.

Крестный ход на пасху 2020 в Вологде и других местах будет ночью с субботы на воскресенье. Дата зависит от того, какого числа наступит православная Пасха. Нельзя узнать точный день наперед, поскольку дата ежегодно меняется. Праздник наступает после Крестного хода, который получил название из-за того, что священник идет во главе шествия с большим крестом. Остальные служители храма следуют позади с главными иконами. Обгонять священника нельзя. Крестный ход начинается после звона колоколов. Служители храма вместе с верующими обходят вокруг храма, каждый раз останавливаясь у его дверей, которые являются символов камня, закрывавшего вход в пещеру, где погребли усопшего Христа спасителя. На последнем круге двери открываются. Затем начинается служба.

Квартиру обычно украшают красивыми малиновыми, желтыми, красными цветами, иконами, красивыми картинками и открытками, подделками из скорлупы яиц. Люди дарят друг другу открытки, сделанные своими руками, подделки, картинки, посылают прикольные поздравления с пасхой христовой 2020 короткие или длинные в стихах. Если хочется отправить красивые и прикольные смс поздравления с пасхой 2020 стихами, можно набрать следующие сообщения:

  1. Христос воистину воскрес!
    В прекрасный, светлый праздник Пасхи
    Пусть будет мир полон чудес,
    Добра, любви, тепла, ласки!
    Все ваши добрые желания
    Пусть воплощает Господь в быль,
    А все печали и страдания
    Развеет по ветру, как пыль!
  2. Христос воскрес!
    Поют колокола, Святая Пасха к дому пришла.
    Любовь Всевышнего нам дарят небеса,
    И ангелов мы слышим голоса.
    Пусть Пасха счастье каждому несет,
    Пусть вера в каждом сердце оживет.
    Добра, любви на Пасху я желаю.
    Христос воскрес и остается с нами.

Если нет возможности сделать открытку/картинку своими руками или отправить длинные прикольные смс с пасхой 2020 в стихах, отправьте короткие сообщения прозой. К примеру:

  1. Желаю в этот день пасхальный вестей отличных отовсюду. Жизни идеальной и самого большого чуда!
  2. Христос Воскрес! Смерть победил! Пусть Пасха даст вам много сил любить, творить и созидать, и делом Бога прославлять!
  3. С праздником пасхи тебя поздравляю! Сладких тебе куличей пожелаю, ярких и светлых души озарений и непременных весной приключений!

Когда празднуют православные и католики

Для того чтобы рассчитать день православной или католической Пасхи, используется григорианский, юлианский, лунные календари. Никейский собор еще в 356 году принял за правило отмечать праздник в воскресенье. Вопросы о том, какого числа праздновать светлое событие возникли в 1582 г, когда Римско-католическая церковь провела реформу, которую не приняли Православные храмы. Они продолжали проводить поминальные, родительские дни, посещать храмы и вспоминать спасителя по юлианскому календарю

Первые христиане знали, какого числа прошла Пасха, которую праздновал Христос спаситель. Она прошла на 14-й день по лунному календарю. Но вопрос о том, какого же числа отмечать событие, ходить к храму слушать звон и стоять службу был открытым. Между латинской и греческой церквями возникали разногласия, поэтому в 387 году Воскресенье Христа спасителя отмечали в разные дни: Италия отпраздновала 18 апреля, Египет – 25 апреля. До сих пор католики и православные по разному считают, какого числа будет Пасха, чтобы идти на кладбище, с субботы готовить вкусные салаты и красивые куличи по русским и армянским рецептам. Программа празднований может быть различная, но одно остается неизменным: событие отмечается в первое воскресенье после весеннего полнолуния. Но, не раньше 21 марта. Довольно часто дата выпадает на апрель.

Многих заинтересует, какого числа отмечается еврейская пасха в 2020 и сколько она длится. В следующем году событие будет праздноваться с 21 по 28 апреля. В отличие от католиков, евреи отмечают не воскресение Христа спасителя, а исход евреев из Египта. Поэтому в эти дни у них не принято ходить на кладбище, к храмам, делать плейкаст, подделки или красивые открытки своими руками, вспоминать усопших в храмах, как принято у католиков.

Вальпургиева ночь является очень таинственным, противоречивым событием. Многие хотят знать, какого числа отмечается Вальпургиева ночь. Вальпургиеву ночь празднуют с 30 апреля на 1 мая. В 2020 году Вальпургиева ночь совпала с Пасхой, потому что проводилась с субботы на воскресенье. Считается, что на кладбище собираются усопшие, оборотни, колдуньи. Это таинство невозможно запечатлеть на фото или видео. На Вальпургиеву ночь в Вологде и других городах не следует ходить к храму, на кладбище, дарить подделки, плейкаст, картинки и красивые открытки своими руками. Обычно устраиваются шумные вечеринки, фестивали, во время которых нельзя запрещать делать множество фото и видео.

Когда проходят родительские дни

Чтобы понять, какого числа будет родительский день, нужно заглянуть в календарь и узнать неделю и день, когда празднуется православная/католическая Пасха. Усопших поминают на 9-ый день после Пасхи. В этот день верующие идут к храму, на кладбище. Обычай поминать усопших был заложен после великого крещения Руси.

По-другому родительский день называется Радоницей. Это слово образовано от Радуницы – имени языческого Бога, который хранит души усопших. Чтобы не задумываться над тем, сколько недель или дней он будет охранять их покой, славяне приносили на кладбище поминальную еду, яйца, куличи, но не салаты, малиновое варенье или армянские пироги.

Родительские дни имеют единые правила и программу. Верующие посещают кладбище, поминальную службу, чтобы помолиться услышать звон колоколов. Не стоит делать много фото, картинки, дарить красивые подделки или открытки, выполненные своими руками. Всю субботу во время родительского дня на кладбище нельзя шуметь и громко разговаривать, поскольку люди вспоминают усопших и молятся за их покой.

Отдание Пасхи. История

«Отданием» праздника называется последний день попразднества или праздников, который имеет свои отличительные черты в богослужении. Из церковной истории известно, что отдание самых главных христианских праздников, таких как Пасха, Рожество и Троица начали чествовать еще в 4-ом веке, позднее соответствующий уставной порядок был принят в настоящем виде. Попразднество Пасхи имеет самый долговременный период по сравнению со всеми прочими двунадесятыми праздниками и продолжается в течении сорока дней, т.к. по Преданию Церкви Господь, по Воскресении Своем из мертвых, пребывал в эти дни еще на земле и неоднократно являлся Пречистой Своей Матери и св. ученикам и апостолам.

Явле ия воскресшего Исуса в течение 40 дней после Пасхи

День отдания праздника Пасхи был последним днём жизни Исуса Христа на земле, когда воскресший Господь явился своим ученикам, чтобы сказать последние слова о царствии небесном. Повествования о явлениях Воскресшего Господа в сорокадневный период от Пасхи до Вознесения находим у всех четверых евангелистов:

«По Иоанну, сначала явился ученикам Исус в самый день Воскресения, когда двери были заперты; потом -по прошествии восьми дней, когда и Фома уверовал. Затем, когда они думали идти в Галилею и еще не все были собраны вместе, но некоторые из них ловили рыбу на Тивериадском море, тогда явился Господь только семерым, ловившим рыбу. То, о чем говорит Матфей, случилось после, тогда именно, когда прежде случилось то, о чем повествует Иоанн, ибо часто являлся им в продолжение сорока дней то приходя, то опять уходя, но не всегда и не везде присутствуя с ними» ().

Св. Иоанн Богослов пишет здесь особенно подробно, последняя 21-я глава Евангелия полностью посвящена описанию третьего явления Спасителя, которое произошло на море Тивериадском. На этот раз Господь не только предстал пред учениками, но и разделил с ними трапезу, хотя, по Воскресении Своем, и не нуждался уже в подкреплении сил телесных, но делал так для большего уверения, чтобы показать, что воскрес Он в той же самой плоти, в которой и пострадал на кресте. Тогда же случилось одно из самых знаменательных событий в истории зарождающейся Христовой Церкви, при поручении св. апостолу Петру заботы о всеобщем церковном устроении:

«Когда же они обедали, Исус говорит Симону Петру: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня больше, нежели они? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю тебя. Исус говорит ему: паси агнцев Моих. Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Говорит ему в третий раз: Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? Петр опечалился, что в третий раз спросил его: любишь ли ты Меня? И сказал Ему: Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя. Исус говорит ему: паси овец Моих. Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состареешься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога» (Ин. 21, 15-19).

«Так как обед имел у Него цель, то Он вручает Петру попечение об овцах всей вселенной, вручает попечение не иному кому, а ему, во-первых, потому, что он был избранным из всех и был устами всего лика апостолов; потом для того, дабы показать, что он должен иметь дерзновение, так как отречение его залажено. Об отречении не вспоминает, ни порицает за оное, а говорит: если любишь Меня, позаботься о братьях и докажи теперь ту горячую любовь ко Мне, о которой ты говорил, что готов умереть за Меня. Трижды спрашивает его, частью для того, чтобы показать, что Он столько заботится о верующих и столько любит Своих овец, что попечение об овцах Его служит признаком любви к Нему Самому; частью троекратным вопрошением и исповеданием врачует троекратное отречение и словом исправляет падение, бывшее на словах.

Отселе произошел обычай - от желающих креститься требовать троекратного исповедания.

После первого и второго вопроса Петр призывает в свидетели Его Самого, знающего сердца; он уже не надеется сам на себя, не отвечает с поспешностью, но всякий раз прибавляет: «Ты знаешь». Когда же Петр был спрошен и в третий раз, то он смутился, не ошибочно ли он думает о себе, что любит, тогда как, быть может, на деле не любит, потому что и прежде он много думал о себе и крепости своей, однако же, последствия опровергли его. И теперь он убоялся того же. Потому и отвечает с благоговением: «Господи! Ты все знаешь», и настоящее, и будущее; Ты знаешь, что ныне Я люблю Тебя, как мне кажется; но пребудет ли моя любовь на последующее время, это ты знаешь, а я не стою сам за себя. Господь, сказав Петру о любви к Себе, предсказывает ему и о мучении, которое он претерпит. Говорит это с тем, чтобы показать, что если Он спрашивает его о любви, то спрашивает не по недоверию к нему, но по уверенности, что он любит, ибо как не любит тот, который будет и замечен за Него? Спрашивал для того, чтобы более обнаружить любовь самого Петра и всех прочих научить, что если мы желаем любить Его, то должны доказать любовь к Нему попечением о братьях.

Под «агнцами», может быть, разумеются начинающие, а под «овцами» - более совершенные. Итак, кто любит Христа, тот должен иметь попечение об агнцах и об овцах, должен «питать» агнцев, то есть иметь за ними надзор более простой, и «пасти» овец, что указывает на высшее руководство. Иногда, впрочем, и совершеннейшие нуждаются в нежном попечении, и приставники овец должны кормить их. «Пасти» выражает надзор более строгий, а «питать» - более нежный. Что же мы воздадим Господу, Который так возлюбил нас, что признаком любви к Себе поставил попечение об Его овцах?» ().

Следующее явление Воскресшего Господа, по толкованию бл. Феофилакта Болгарского, описано у св. евангелиста Матфея, когда Он повелел одиннадцати апостолам Своим собраться в Галилеи и заповедал им идти на всемирную проповедь. Здесь Спаситель дает торжественное обетование о неразлучном Своем пребывании в роде христианском: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф., 28, 20).

Ободряя же учеников Своих (так как посылал их к язычникам на заклания и опасности), говорит: не бойтесь, потому что Я буду с вами до скончания века. Смотри и это, как Он напомнил о кончине, чтобы побудить их еще более презирать опасности. Не бойтесь, говорит, все будет иметь конец, будет ли то мирское горе, или благополучие; поэтому ни в горестях не отпадайте, ибо они проходят, ни благами не обольщайтесь, ибо они окончатся. Впрочем, не к одним апостолам относилось это: пребыть с ними, -но и ко всем вообще ученикам Его, ибо, несомненно, апостолы не имели жить до кончины мира. Итак, и нам, и тем, которые будут после нас, обещается это; однако не так, что до скончания Он будет, а после скончания отойдет. Нет! Тогда-то особенно и будет пребывать с нами и притом яснейшим и очевиднейшим образом, ибо слово «до», где ни встречается употребленным в Писании, не исключает того, что будет после ().


О последней беседе с учениками, перед самым Вознесением, повествуют евангелисты Марк и Лука, св. Марк передает прощальные слова и заповеди для апостолов, которые указал им Спаситель:

«И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари. Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет. Уверовавших же будут сопровождать сии знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы. И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями. Аминь» (Мр. 16, 15-20).

Явление Христа апостолам на море Тивериадском. Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря во Пскове. ХII век
Апостольские проповеди. Ок. 1668 г. Великий Устюг

Заметь заповедь Господа: Проповедуйте всей твари. Не сказал «только послушным», но - всей твари, будут слушать или нет. Кто будет веровать - не достаточно сего, но - и креститься. Ибо кто уверовал, но не крестился, а остается пока оглашенным, тот еще и не будет спасен. Уверовавших, говорит, будут сопровождать знамения: изгнание бесов, говорение новыми языками, истребление змей -и чувственных, и мысленных, как в другом месте сказано: Даю вам власть наступать на змей и скорпионов (Лк. 10, 19), - очевидно, что мысленных. Впрочем, выражение брать змей можно разуметь и буквально; так, например, Павел взял в руку змею без всякого для себя вреда (см. Деян. 28, 3–5). И если что смертоносное выпьют, не повредит им. Это случалось много раз, как находим в повествованиях, ибо многие, выпивая яд, силой крестного знамения оставались невредимы. Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога. А они пошли и проповедывали везде, при Господнем содействии и подкреплении слова последующими знамениями… Видишь? Везде сначала наше действие, а потом уже Божие содействие. Ибо Бог содействует нам тогда, когда мы действуем и полагаем начало, а когда мы не действуем, Он не содействует. Заметь и то, что за словами следуют дела и слово утверждается делами, как и у апостолов тогда последующие дела и знамения утверждали слово. О, если бы, Христе Слове, и наши слова, которые мы говорим о добродетели, утверждались делами и поступками так, чтобы мы совершенными предстали Тебе, содействующему нам во всех делах и словах! Ибо Тебе подобает слава и в словах, и в делах наших. Аминь ().

Отдание Пасхи. Богослужение

Церковное богослужение отданию Пасхи совершается с особенной торжественностью, в этот день сочетаются совместно три уставные службы: празднику Пасхи, Недели о слепом и Предпразднества Вознесения Господня. 3-й, 6-ой и 9-ый часы, а также антифоны на литургии поются по пасхальному чину. День постный, но в Триоди есть специальное предписание, что «на трапезе бывает утешение братии»: «ямы масло, и рыбу, и вино пием, благодаряще Бога». Так верующие прощаются до следующего года с пасхальными песнопениями и переходят (кроме чтения молитвы «Царю Небесный») к повседневному годовому уставу о молитвах.

Послепасхальные дни имеют свое послабление относительно поста среды и пятницы и освобождают верующих от земных поклонов. Это дни духовной радости, когда вслед за Спасителем нашим устремляемся сердечным взором к Будущей, Непреходящей Пасхе, где получим вечное утешение и покой, если окажемся к тому достойными.

Церковные песнопения, предназначенные на этот период, говорят преимущественно о том же. «Светися, светися новый Иеросалиме, слава бо Господня на тебе возсия. Ликуй ныне и веселися, Сионе. Ты же, Чистая, красуйся. Богородице, о востании Рожества Твоего» – послепасхальный задостойник, составленный прп. Иоанном Дамаскиным, который каждый день читаем на церковной и домашней молитве, всегда возводит нас мысленно к новому миру и Иеросалиму Небесному. Прп. Никодим Святогорец в толковательном пояснении на пасхальный канон подробно раскрывает духовный смысл этой общеизвестной возвышенной молитвы:

«Боговдохновенный певец услышал, что пророк Исаия говорит: «Почерпите воду от источник спасения» (Ис. 12:3) (а под источниками спасения подразумеваются Божественные Писания, согласно толкователям), поэтому и сам он до сих пор заимствовал многие мысли из Божественных Писаний и напоил ими духовные сады своих песненных канонов, черпает же и ныне у того же пророка изречение, говорящее: «Светися, светися, Иеросалиме, прииде бо твой свет, и слава Господня на тебе возсия» (Ис. 60:1) и претворяет это в настоящий ирмос, слегка изменив изречение, и говорит так: «О новый Иеросалим, кафолическая Христова Церковь, светись, светись». Поэт удваивает это слово, во-первых, для подтверждения просвещения, а во-вторых, из-за избытка радости, ибо в обычае как у подтверждающих какое-либо дело, так и у чрезмерно радующихся удваивать одно и то же слово, как сказал и великий Григорий: «Обновление, обновление наш праздник, братья; пусть это неоднократно повторяется от удовольствия!» (Слово в Неделю Новую). Итак, светись, потому что на тебе воссияла слава Господня, а слава Господня, по словам Феодора, – это Крест Христов, ибо Писание говорит: «Ныне прославися Сын Человеческий» (Ин. 13:31); а, по словам Григория Богослова, это Божество Христа, что подтверждает и Павел: «Отец славы» (Еф. 1:17), то есть Божества, или, по словам других, слава Господа – Божественный свет и блистание Его лица, по сказанному: «И слава Господня осия их (то есть пастырей)» (Лк. 2:9), ибо эти три воссияли на тебе, о Церковь из язычников.

Чтобы стало явно то, что иудеи видя не видят, по пророчеству Исаии, а народ, сидящий во тьме (то есть язычники), увидел великий свет богопознания, ибо среди тех самых иудеев скрылось Солнце правды, Христос, из-за неверия их, поскольку, умерщвленный ими, Он скрылся и царствовал в глубине гроба и ада, а среди нас, уверовавших из язычников, воссиял, потому что мы узнали восход Божества Его и были осияны светом благочестия и добродетели. Повелевает певец и новому Сиону плясать духовно и радоваться Воскресению Жениха Христа, потому что Христова радость и ликование являются и нашими. Затем он обращает свое слово и к Богородице, не напрасно и не мимоходом делая это, но с целью показать, что этот ирмос принадлежит девятой песни, песнотворицей которой, начальницей и творцом стала Госпожа Богородица, и поэтому он говорит Ей: «И Ты, Богородица, веселись и радуйся Воскресению Твоего Сына, ибо как прежде в Твое сердце вошел меч скорби из-за страдания и смерти Твоего Сына, по Симеонову пророчеству, так и ныне справедливо Тебе радоваться и веселиться первой, более остальных, ради Воскресения Сына Твоего, как Ты и пророчествовала в Своей песни, говоря: «Возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем» (Лк. 1:47)32».

1. Блаженный Феофилакт Болгарский, «Толкование на Евангелие».
2. Там же
3. Там же
4. Там же